— Ввиду темпов, которыми новая власть подминает законы под свои цели, мораторий на продажу земли могут отменить в следующем году. Факт его отмены придаст уверенности людям, которые обрабатывают землю. Еще один плюс — уменьшится поле для теневых махинаций и рейдерских захватов на основании договоров аренды.
Это можно было сделать и раньше, но любое событие такого масштаба должно было бы защитить определенные бизнес-интересы. Отмену моратория откладывали потому, что крупные игроки на рынке не имели достаточно капитала сравнительно с иностранными покупателями земли. Сейчас ситуация с деньгами в корне изменилась, а Украина стала более закрытой для инвестиций. История приватизации "Криворожстали", слухи о переделе собственности отпугивают стратегических инвесторов. Такое весомое капиталовложение окупится не меньше чем через пять лет.
В отмене моратория заинтересованы большинство отечественных финансовых групп. Что земля надежно защищает активы, они поняли во время кризиса. Упали недвижимость, металлургия, акции, но не сельское хозяйство. Пакет из 5 тысяч гектаров — это хороший актив, с техникой стоит где-то 10 миллионов долларов. Это уже хорошее предприятие, которое может генерировать стабильный поток продукции.
В Украине 70–80 агрохолдингов владеют пакетами более 30 тысяч гектаров. За аренду земли платят небольшие деньги — около 40 долларов за гектар в год. Сравнительно с другими странами — вообще ничего и почти не влияет на цену конечного продукта. Товары дорожают быстрее от расходов на технику и расходов на технологии обновления почв, потому что они долго простаивали. Для земли как товара важно, чтобы ее кто-то удобрял. Когда просто держать ее, это прибыли не принесет.
Если мораторий отменят, земли будут скупать постепенно. Наверное, под это выпустят облигации. Идея создать государственный фонд, который будет скупать и перепродавать угодья, вызывает обеспокоенность. Потому что это учреждение сможет торговаться не только по нормативной цене или минимальной, которая сейчас установлена на отметке 12 тысяч гривен за гектар. Будут торговать и по рыночным ценам, а следовательно и дешевле. Многие крестьяне согласятся продать землю и за 4 тысячи гривен. А это — фактическое обворовывание людей.
Вряд ли земли скупят за год-два. Потому что даже если установят минимальную цену 16 тысяч гривен, это колоссальная цифра. Ажиотажа не будет. В соседней Польше земли хуже, но стоят по 4 тысячи долларов. Мы к такой цене придем за пять лет.
Возможно, к покупке земли привлекут иностранных инвесторов. Им будет выгодно приобрести часть земли уже у агрохолдингов или дать им деньги в обмен на облигации. В таком бизнесе оптимальный баланс — 70 процентов отечественный капитал, 30 — иностранный. Если доля заграничных инвестиций будет меньше, менеджмент будет воровать. Если же наоборот, то предприятие станет неконкурентоспособным.
Комментарии