Руководители Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник и Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий на прошлой неделе отчитались о своих успехах перед антикоррупционным комитетом парламента.
Блогер Сергей Иванов указывает, что за свыше полутора лет в НАБУ успехи более, чем скромные. Он приводит сухие цифры: за время работы Бюро вынесено 11 приговоров лишь по четырем делам. Два приговора в деле о так называемых "Киотских деньгах" — один штраф и один с ограничением воли с испытательным сроком (то есть фактически ничего), семь приговоров по газовому делу Онищенко (но никто не сел), один приговор — штраф луганской судьи, еще один — штраф прокурору в Херсонской области.
Все. И ни одной "посадки" из высших эшелонов власти. Ведь НАБУ и САП создавались именно для борьбы с топ-коррупцией.
Политолог Андрей Миселюк отмечает: на таком фоне даже старые правоохранительные органы выглядят куда эффективнее новых. На прошлой неделе, кроме Сытника и Холодницкого, отчитался еще и генпрокурор Юрий Луценко. Органы прокуратуры вызывают в обществе немало справедливых сетований, указывает эксперт: круговая порука, взятки, манипулирование законом — об этом говорят и пишут немало. Но при расходах на ГПУ в целом 3 млрд грн за прошлый год она вернула в бюджет 10 млрд грн. А НАБУ, которое получило на свое функционирование 500 млн грн, смогло взыскать в пользу государства всего 100 млн грн.
Между тем, Холодницкий и Сытник и их заместители по зарплате далеко опережают руководителей других антикоррупционных органов. Зарплата директора НАБУ в январе составляла более 126 тыс. грн. А зарплаты детективов Бюро — во много раз выше, чем у следователей прокуратуры.
Бывший нардеп, а в настоящее время политолог Тарас Черновил одной из основных причин неудач НАБУ видит непрофессионализм. Также "есть тенденция, когда против одних ищут доказательства, а о других замалчивают", отмечает он.
Упреки в адрес НАБУ и САП раздаются и от нынешних депутатов. В частности, внефракционный Виталий Куприй обвинил антикоррупционные органы в нежелании расследовать случаи коррупции, даже если идет речь о сотрудничестве с ДНР и ЛНР и жизни участников АТО. В частности — в покрытии коррупционеров, которые наживаются на торговле углем с ДНР. "Я также направил заявление в НАБУ относительно коррупции первых лиц ГК "Укроборонпром". Около 280 млн грн разворовывается, это наносит вред обороноспособности нашей страны. Но нуль реакции", — отмечает народный депутат. Он настаивает на том, что Антикоррупционное бюро постоянно игнорирует решения суда. И ни один детектив бюро до сих пор не наказан за бездеятельность.
А член парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции Игорь Луценко вообще говорит о коррупции в НАБУ: "Искушений очень много — брать взятки, выполнять платные заказы".
Политолог Андрей Миселюк пишет: на комитетских слушаниях нардеп Геннадий Кривошея задал вопрос, почему в Соломенском райсуде столицы антикоррупционные дела рассматривают судьи, против которых само же НАБУ открыло уголовные осуществления. Руководитель САП Холодницкий (отказавшись отвечать об осуществлении против судей) сразу нашел виновного — автоматическую систему распределения дел. Мол, компьютер виноват в том, что все дела попадали или к уже уволенному за нарушение присяги Андрею Макухе, или к еще не уволенному Александру Бобровнику.
В действительности, указывает эксперт, имеем дело не со сбоями искусственного интеллекта, а с практикой использования "ручных" судей, которые находятся на "крючке" у НАБУ. У этих судей такое одиозное прошлое, что Бюро легко открывает против них уголовные осуществления и потом получает от них любые решения.
Например, среди скандальных решений судьи Соломенского райсуда Бобровника — закрытие уголовного осуществления относительно Юрия Иванющенко, близкого к Януковичу. По информации, которая циркулирует в судейских кругах, НАБУ поймало этого одиозного судью с героином, но использовало это в своих интересах.
Поэтому после комитетских слушаний "радикал" Игорь Попов предложил отстранить от рассмотрения дел по представлениям НАБУ судей, которые сами являются фигурантами дел. Именно Бобровник, отправляя под арест менеджеров государственной "Объединенной горно-химической компании", проигнорировал отсутствие доказательств и международный аудит известной компании KPMG, который засвидетельствовал отсутствие нарушений в роботе ОГХК.
Тем самым занимался и Макуха. Он отказался принимать во внимание государственный аудит относительно Одесского припортового завода. В прошлом году Верховная Рада уволила Макуху за нарушение присяги.
СМИ отмечают, что дела ОГХК и ОПЗ развивались по одной схеме. Сначала НАБУ делает громкие заявления о коррупции на этих государственных предприятиях (в случае с ОПЗ активную роль сыграл также тогдашний губернатор Одесины Михеил Саакашвили). После этого происходят задержания высшего звена управленцев. А судьи Соломенского райсуда, которых подвесили на "крючок" расследований против них самих, принимают выгодные НАБУ решения об аресте как мере пресечения.
При этом Бюро и "ручные" судьи игнорируют выводы проверок и аудитов, которые свидетельствуют об успешной работе госпредприятий и их менеджеров и которые опровергают обвинения в злоупотреблениях.
Только на Одесском припортовом заводе государственный бюджет потерял более 14 млрд грн. Тысячи работников ОПЗ после остановки предприятия остались без средств для существования. 6 тыс. работников ОГХК протестуют против подобной перспективы и обращаются к высшему руководству государства.
СМИ выдвигают версию о выгодности превращения ОПЗ в "токсичный" актив в интересах олигарха Дмитрия Фирташа, который "подвесил" завод за долги. Вряд ли совпадение то, что тот же олигарх раньше контролировал и титановые комбинаты ОГХК. После того, как государство в 2014 году вернуло себе контроль над компанией, ее доход увеличился в 1274 раза и достиг около 2 млрд грн.
Показательно, что впоследствии Апелляционный суд выпустил на свободу менеджеров ОПЗ. А другой судья Соломенского райсуда (не Макуха и не Бобровник) вообще обязал НАБУ признать потерпевшим заместителя директора ОПЗ Николая Щурикова. Весьма возможно, что такая же судьба ожидает и решения Бобровника. Но приватизация ОГХК тоже может быть сорвана.
У СМИ также возникло много вопросов к составу общественного совета при НАБУ, который занимается отбором кадров.
Раньше разгорелся скандал, когда в Одессе конкурс на руководителя регионального управления прошел Семен Кривонос. Как оказалось, он является фигурантом уголовного дела и после огласки отказался от должности. В декабре конкурс выиграл Дмитрий Руденко. Он был замешен в уголовном преследовании правозащитника.
В СМИ утверждалось, что члены Совета общественного контроля при НАБУ, которые определяют его кадровую политику, не проходили никакого отбора. В частности, глава совета — Алексей Гриценко, активист "Автомайдана" и сын экс-министра обороны, работал директором по развитию малоизвестной компании Enran Telecom. Она "вдруг" получила многомиллионные контракты на поставки программного обеспечения в Минобороны, которым в то время руководил его отец.
Журналист-расследователь Владимир Бойко по результатам отчета Сытника и Холодницкого задает вопрос: зачем было создавать новые антикоррупционные органы, если они не занимаются расследованием системной коррупции в высших эшелонах власти?
"Где борьба с коррупционными схемами в министерствах, когда начнутся аресты министров или руководителей Нацбанка? Это очень хорошо, что НАБУ разоблачило следователя Генпрокуратуры, который присвоил талоны на 300 л бензина. Но не дешевле ли для налогоплательщиков ликвидировать НАБУ — пусть такими делами занимается полиция?"
Комментарии
1