На президентских выборах в Иране победил умеренный реформатор 64-летний Хасан Роухани. За него отдали голоса чуть больше половины иранцев. В стране его считают гибким политиком, который постарается найти компромиссы с Западом.
— Вопрос в том, насколько новый президент действительно реформатор. Зависит от того, с кем его сравнивать. Конечно, если с Ахмадинеджадом (предыдущим президентом Ирана. — "ГПУ"), то он спокойнее, — говорит 47-летний Игорь Семиволос, эксперт Центра ближневосточных исследований. — Но Роухани до сих пор не сделал ничего такого, что свидетельствовало бы: Иран как-то изменит курс или президент принципиально иначе смотрит на внутреннюю и внешнюю политику.
Роухани, как и в целом иранцы, предпочел бы вести переговоры с Западом с чистого листа. А вот захочет ли другая сторона начинать все с нуля, — это вопрос. Однако иранцы убеждены, что пролистают страницу и на Западе об Ахмадинеджаде забудут.
Но Западу нужна не только разрядка с Ираном, но и конкретные шаги последнего. В частности относительно ядерной программы. Для Европы и США важна преемственность политики и умение следующего руководителя отвечать за ошибки предыдущего. То есть здесь может найти коса на камень. Потому что Иран планирует менять не стратегию, а всего лишь тактику. Может, нас не будут трогать, если мы будем вести себя осторожно. Других сценариев пока не видно.
На выбор Роухани особенно повлиял ближневосточный вопрос. Он обещал, что наладит отношения с Саудовской Аравией и развяжет тот конфликт, который шиитский Иран имеет с арабскими суннитскими странами. Ведь из-за этого были войны и в Ливане, а теперь в Сирии. Иранский лидер считает, что достаточно будет договоренности с арабами, и все изменится. Однако готовы ли к компромиссам арабы? До сих пор непонятно.
Комментарии