Директор Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев, 36 лет, считает решение Виктора Ющенко правильным и прогнозирует, что президент и в дальнейшем будет оставаться одной из самых влиятельных фигур в украинской политике.
Является ли решение президента оптимальным для страны?
— Ющенко принял правильное, хотя и очень непростое решение. Иногда для того, чтобы подтвердить статус главы государства и одного из лидеров нации, нужно все же вступить в дерьмо несимпатичных компромиссов. Конечно, решения президента будут критиковать. Оно непопулярно. Не в восторге от достигнутых договоренностей и часть восточной элиты.Но шаг президента нужно рассматривать не только как сближение позиций "оранжевых" и "синих". Он дает возможность демонтировать уже созданную инфраструктуру политической войны. Мы опять увидели политические окопы, боевые информационные действия, площади. И этот выпущенный из бутылки джин мог зажить своей, уже независимой от его хозяев жизнью. А решение Ющенко загнало его назад в бутылку.
Относительно повторных выборов, это была высокая вероятность возобновления в следующем парламенте антикризисного альянса. В то же время Верховная Рада получала гарантию от роспуска на протяжении года. И Ющенко был бы фактически отстранен от реализации государственного курса. Тогда с ним советоваться уже точно никто не стал бы.
Будут ли Янукович и Мороз выполнять положение Универсала национального единства, которые касаются языка, федерализма, интеграции в НАТО?
— Нужно сказать, что сами "оранжевые" не были слишком последовательными в реализации этих своих приоритетов. Они о них больше говорили, чем что-то делали. Та же политика Украины относительно НАТО больше выглядела как политиканство. Интеграция в альянс — это же и новые экономические и технологические стандарты, дорогие программы промышленной модернизации. "Синие" критиковали курс в НАТО, а "оранжевые" дискредитировали заявленное. Поэтому нынешний компромисс дает надежду на поиск взвешенной линии, движения вперед без оглядки назад.
А универсал — это быстрее рамочная идеология, а не программа. Думаю, правительство Януковича в тесном контакте с президентом подготовит ее до сентября.
Но как Ющенко сможет влиять на Януковича после его утверждения Верховной Радой?
— Есть официальный универсал, а есть неофициальные договоренности. Судя по всему, президентской команде сделают ряд уступок. Очевидно, в правительстве Януковича на влиятельных должностях будет несколько соратников Ющенко. Скажем, среди вице-премьеров. Компромиссных людей могут назначить на ключевые министерства — например, Арсений Яценюк сохранит должность министра экономики. То же касается руководителя МВД: его определяет парламент, но это право могут отдать Ющенко.
Популярность Тимошенко может остановиться на 20–30 процентах
Но важно другое: эти 15 дней довели, что в действительности представление о конституционной слабости президента является порочным. Посмотрите, как сыграл Ющенко. Возможно, временами была растерянность, но в конечном итоге президент довел свою влиятельность.
Но он пользовался лишь тем, что может не внести кандидатуру Януковича на утверждение парламентом...
— Думаю, что, кроме должностей, коалиция гарантировала президенту формирования Конституционного Суда. Тогда Ющенко сможет контролировать все, связанное с политическим процессом. Наличие Суда позволит ему запускать механизм оценки решений законодательной и исполнительной властей. Скажем, без возможности влиять на того или другого министра административными методами, президент сможет оспаривать его решение как неправовое или неконституционное. А это не менее эффективно, чем возможность назначать или освобождать министров. Есть сила административная, а есть политико-правовая. Как только Ющенко научится ею пользоваться, у него будут очень сильные позиции. Президент-правовик может быть влиятельнее, чем президент-администратор.
Ющенко будет пытаться отменить через Конституционный Суд конституционную реформу?
— Прошлые события засвидетельствовали, что Ющенко — политик осторожный. Он не идет на крайние меры и ищет компромиссы. Ющенко также не является авторитарным административным политиком. Это правда, что он склонен к единоличному принятию решений. Но при этом очень плохо умеет пользоваться административными механизмами — он полтора года имел полномочия Кучмы и не смог ими воспользоваться.
Поэтому Ющенко тяготеет именно к политико-правовому типу управления. Вероятнее всего, президент будет добиваться не столько возвращения Конституции к редакции 1996 года, сколько нормального нормативного обеспечения своей сегодняшней роли. В Конституции есть большие пробелы, которыми президент и парламент могут воспользоваться в войне друг против друга. Вспомните хотя бы дискуссию о правительстве Еханурова: он был отставлен или такой, который сложил полномочия? Думаю, Ющенко будет стремиться довести до ума Конституцию в этом смысле. И таким образом сделать свою позицию влиятельной.
Останутся ли в коалиции коммунисты, и расколется ли "Наша Украина"?
— Те парламентарии из "Нашей Украины" и Блока Юлии Тимошенко, которые будут симпатизировать коалиции, вряд ли будут устраивать демарши. Скорее всего, просто будут поддерживать коалицию во время голосований. Это уже типично для нынешней Верховной Рады.
Относительно коммунистов, то в ближайшее время они пока остануться с Партией регионов. Хотя долго работать в идеологических разногласиях вряд ли смогут.
Но если коммунисты выйдут из коалиции, а "Наша Украина" туда не войдет — коалиция распадется?
— Наверное, и тогда будет привычная для этого парламента ситуация. Официально коммунисты не будут выходить из коалиции. Но во время голосований будут пытаться поддерживать свой идеологический имидж.
Шансы Юлии Тимошенко на победу на следующих президентских выборах выросли?
— Борьба за президентскую должность является лидерской. Можно быть популярным политиком, ярким, с хорошей риторикой — но этого маловато. Президентские выборы являются соревнованиями за национальное лидерство. Сейчас в Украине большой дефицит политиков, которые могут на это претендовать. Пока еще эту планку берет только Виктор Ющенко — со всеми его противоречиями, пикантными чертами характера. А Янукович — лидер регионального масштаба. В национальном страна его просто не воспринимает.
Юлия Тимошенко смогла стать лидером социальных ожиданий. Она очень популярна в протестной среде, но этого для общенационального лидерства тоже не достаточно. Тимошенко входит в тройку самых рейтинговых политиков, но ее популярность может остановиться на 20–30 процентах. Что будет за два-три года, сказать трудно. Но сегодня шансы Тимошенко на победу на президентских выборах сомнительные.
Комментарии