Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли говорил: "Руководить — значит принуждать верить". Наше же общество после порожденного оранжевой революцией сверхмощного всплеска надежд упало сейчас в бездну полной безнадежности.
Бездарность обоих противоборствующих тогда сторон, их неготовность руководить огромной европейской страной, моральная непорядочность, безответственное увлечение дешевым популизмом кажется навсегда убило веру — в лучшее будущее, власть, которая что-то сделает и для народа. В конечном итоге убило веру у себя, что мы таки сможем когда-либо исправить ситуацию, чтобы хотя бы наши дети могли жить достойнее. Полное бессилие и мелочность украинской "элиты" привели к почти полной неуправляемости государства, экономики и общества. Сегодня ими или никто не управляет, или делают это из заграничных центров влияния.
В то же время теперешний кризис еще раз доказывает, что такая вроде бы несущественная вещь, как вера, является едва ли не фундаментом для перестройки будущего каждого народа. Она вдохновляет энергией не только нации, но и даже финансовые системы. Без доверия к банкам невозможно удержать стабильность национальной валюты, запустить кровеносную артерию экономики — кредитование.
Что же значит для нас приведенная в начале фраза Макиавелли? "Принуждать ли верить" означает насаживать всем какую-то идеологию, как это было при коммунизме? И что значит "принуждать" — опять прибегнуть к услугам какого-то КГБ, которое будет следить за единомыслием? Может ли "принуждать верить" означать безоглядно врать своим согражданам, обещать им неисполнимые золотые горы только для того, чтобы дорваться к власти? И вообще — есть ли какая-то власть, которая заставит нас мыслить ответственно, не поддаваться на разного рода обманы и, в конечном итоге, поверить в себя и свое будущее?
Конечно же есть. Это не власть денег, не физическое или военное принуждение. Это власть интеллектуальная. Макиавелли четко сформулировал то, что стало очевидно позже, — именно интеллектуалы являются сверхмощными инструментами влияния на общество.
Однако вопрос, кто является этим интеллектуалом. Безумец, который замкнулся в своем кабинете и изучает усики мадагаскарской бабочки? Или тот, кто обиделся на "безнадежный" народ и созерцает на него с олимпийских вершин своей высокой образованности?
Тот, кто владеет мнениями людей, владеет и людьми
Один из главных французских интеллектуалов Режис Дебре рассказал был такую историю: "1979 год, Гонконг, молодая китайская беженка общается с западным журналистом. "Я готовилась к поступлению в университет, когда пришла культурная революция. Активно принимала в ней участие, — рассказывает. — Когда она закончилась, меня, как и большинство образованной молодежи страны, послали на полевые работы кв какомуе-то глухое село. То есть моя учеба закончилась средним образованием". "Поэтому вы не считаете себя интеллектуалом?" "Считаю, ведь тем, что я пишу, пытаюсь влиять на людей".
Этим все сказано. Девушка со средним образованием является настоящим интеллектуалом, а чудаковатый профессор — простым чудаком. Много знаний мудрости не дают. Интеллектуал — это не тот, кто действительно чуть ли не все знает и сидит в башне из слоновой кости. А тот, кто формирует общественное мнение, не молчит, видит реальное состояние дел и громко об этом говорит. Кто принуждает людей думать, постоянно будит их, не дает им окунуться в сладкие обманчивые сны неисполнимых обещаний наших лживых поводырей. Это неблагодарное дело, а иногда и опасное.
Сильные мира сего замечательно понимают: тот, кто владеет мнениями людей, владеет и людьми. И они эффективно пользуются этой властью. Посмотрите, как отупляют людей наши телевизионные каналы. А как работают российские. А что народ? Но так, как по Шевченко: "Німі на панщину ідуть. І діточок своїх ведуть".
Поэтому интеллектуалам нужно опять начинать сначала. Идти в народ, возрождать в нем веру в себя, а следовательно, и в Украину. Правда, инструменты интеллектуальной власти теперь другие — газеты, телевидение, Интернет, радио. Это то же слово, что и во времена Христа — однако к людям оно сегодня доходит именно с помощью этих масс-медиа.
Лицемерными являются иллюзии тех доморощенных интеллектуалов, которые считают: им удастся отсидеться в башнях из слоновой кости. Это невозможно и неморально. Кто больше знает и дальше видит, тот отвечает за других, часто незрячих. Их моральной обязанностью является "принуждать верить" в себя и страну. Только эта вера может стать фундаментом той Украины, которую предсказывал Шевченко.
Комментарии