Военный прокурор сил АТО Константин Кулик рассказал о блокировании расследования дела олигарха Сергея Курченко в интервью изданию "Обозреватель" 29 июня. На следующий день за Кулика взялось Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура. Обвиняют в том, что его расходы превышают доходы.
- С момента последнего интервью у меня провели обыски, выдвинули подозрение в незаконном обогащении и подали в суд ходатайство об отстранении меня от должности и круглосуточном домашнем аресте, - говорит Константин Кулик в интервью "Обозревателю" 11 июля.
- Следствие НАБУ и САПУ провели крайне непрофессионально и со спешкой. Это свидетельствует о заказе. Делалось все параллельно с моими процессуальными действиями по делу Курченко-Януковича. Обыски происходили перед заседанием в Апелляционном суде по попытке изменить меру пресечения первому арестованному - Сухомлину (11 июня задержали экс-главу аукционного комитета по продаже нефти и сжиженного газа Александра Сухомлина. Его обвиняют в том, что в 2010-2014 годах в заговоре с Януковичем, Азаровым и Курченко незаконно завладел газом на 2 млрд грн - ГПУ).
Ходатайства о моем отстранении от должности и домашнем аресте вручали в Апелляционном суде - за 5 минут до заседания по апелляции Александра Кацубы (бывший заместитель председателя НАК "Нафтогаз Украины", проходит по делу Курченко - ГПУ). Этот цирк был нужен, чтобы добиться моего отвода. Но арест Кацубы и залог в 450 миллионов гривен мы отстояли.
НАБУ очень хотело провести процесс (относительно отстранения Кулика от должности. - ГПУ) в подконтрольном им суде. Мы с адвокатом заявили два отвода судьи и не дали возможность провести процесс быстро и тихо. Я рассказал судье о нарушении и ошибках по делу. В тот день он не смог бы принять решения об отстранении меня от должности.
В конечном итоге вас отстранили (13 июля Апелляционный суд Киева восстановил Кулика в должности - ГПУ). Теперь можете сказать, кто тормозил "дело Курченко" в Генеральной прокуратуре?
- Разрешение на обыски по моему делу дали 22 июня. Накануне я нашел в Харькове оригиналы тендерной документации Чорноморнафтогаза, которые считали потерянными. Сразу же об этом объявил. Один из пакетов документов касался закупки буровых вышек на 99 миллионов гривен с завышением цены на 40-70 процентов. Участником соглашения была компания "Арцингер".
Это было за Януковича?
- Да. Чорноморнафтогаза работал с четырьмя-пятью фиктивными компаниями Курченко. Эти "прокладки" завышали цену и побеждали, а реальные фирмы осуществляли поставки фирмам Курченко. При прямых контрактах Чорноморнафтогаза сэкономил бы половину суммы. А так из 99 миллионов до 50 осели в карманах группировки Януковича-Курченко. В частности - и в "Арцингере".
Недавно коллеги из австрийской прокуратуры сообщили, что расследовали легализацию Курченко, Азаровым и другими денег в Евросоюзе. Получили данные, установили схемы движения активов, источники финансирования и наложили аресты. В частности, выяснили - "Арцингер" до Майдана сотрудничал с юристами Курченко. Через компанию выводили деньги в офшоры и Европу.
Удивительно, как об этом не знала Генпрокуратура. С расследованием австрийцев никто не ознакомился. Мне понадобилась всего неделя, чтобы об этом узнать.
На то время в "Арцингере" работал Виталий Касько?
- Абсолютно верно. А после Майдана он стал заместителем генпрокурора именно по международным направлениям. За два года ни копейки зарубежных активов Курченко-Януковича не вернули в Украину. Куда пошли "откаты" из этих денег? С активами и людьми, которым они принадлежат, поработали. В этом не сомневаюсь. Осталось доказать. Моя ошибка в том, что вел расследование закрыто, а не публично. Поэтому меня сняли.
Теперь вы действуете публично, однако от дела отстранены.
- Оппоненты отреагировали быстро. "Наезд" на меня связываю с выполнением их заказа руководителями Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры - Артемом Сытником и Назаром Холодницким.
Должен сделать еще одно заявление - о роли экс-заместителей генпрокурора Виталия Касько и Давида Сакварелидзе по делу против меня. Холодницкий - "на крючке". Одно время он попался на взятке. В СИЗО находился бывший депутат крымского парламента Василий Ганыш. Он голосовал за незаконный референдум об отделении полуострова. Холодницкий тогда был первым заместителем прокурора Крыма. Требовал 200 тысяч долларов у Ганыша. Открыл уголовное производство. За Холодницкого вступились Касько и Сакварелидзе. В итоге он возглавил Специализированную антикоррупционную прокуратуру. Где сейчас это дело - не понятно. По этому поводу сегодня подаю рапорт генпрокурору Юрию Луценко. Следы должны были остаться.
Какая здесь роль Артема Сытника?
- Она мне не до конца понятна. Но его заместитель Гизо Углава связан с Сакварелидзе.
Еще одно. Расследования журналистов свидетельствуют - САП, НАБУ и определенные судьи получают "денежное вознаграждение" от Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина. Например, за "консультации".
Я по собственной инициативе прошел полиграф (детектор лжи - ГПУ). Выводы - взяток не брал, недвижимость не покупал. Я обвиняю Ситника и Холодницкого в страшном преступлении против доверия народа Украины. Они готовы на полиграфе доказать, что не занимаются против меня заказным делом? На нем они "сломают" шеи, но что хуже всего - подорвут авторитет антикоррупционных органов.
Так кто же стоит за этим делом?
- Я вижу явный заказ НАБУ и САП. Им дали команду или деньги.
Вопрос - чьи люди сидят в этих антикоррупционных структурах? Чьи интересы представляют? Их проверяли такие, как Шабунин. Мошеннические действия последнего журналист Владимир Бойко сейчас пытается раскрыть, а Артем Сытник - затушить. Проведение конкурса - это спланированное шулерство.
Да и нет ли в НАБУ и САП представителей иностранных спецслужб? Они имеют доступ к документам под грифом "секретно". Теперь хотят свою "прослушку". Нет ли здесь угроз национальной безопасности?
(интервью напечатано с сокращениями)
Комментарии