Уборка хлебных культур почти закончилась. Щедрым зерновой год оказался разве что на правительственные обещания, раздававшиеся в канун парламентских выборов.
Официальные прогнозы Министерства агрополитики просто поражали своей масштабностью: соберем 37–38 млн т зерновых! В период между посевной и жатвой цифра эта уменьшалась, в конечном итоге в результате "похудела" до 28 млн. Это почти на 7 млн т меньше, чем в прошлом году. Ожидается снижение урожая почти всех культур, кроме ржи и кукурузы. А самое большее падение валового сбора зафиксировано по ячменю — на 46% и гороху — на 43%.
Понятно, особое внимание к пшенице. Перед выборами было объявлено, что ее собранно 15 млн т. Однако эксперты еще тогда назвали это предвыборным трюком: из-за гибели посевов от неблагоприятных погодных условий, в частности засухи, этот "рекорд" похудеет не менее чем на 2 млн.
Из-за жары значительно возросла доля непродовольственной пшеницы. На корм скоту она годится, а вот хороший каравай из муки такой пшеницы испечь трудно. Но в этом году такое зерно будет идти и на продовольственные цели. Его будут использовать не только в крупяном и спиртовом производстве. Муку из фуражного зерна будут щедро добавлять и к социальным сортам хлеба.
Почти миллион тонн сможем экспортировать
В то же время планируется, что потребление пшеницы в стране возрастет. И это невзирая на то, что на хлеб муки идет все меньше за счет снижения численности населения страны и увеличения его доходов. Растет производство мучных кондитерских изделий и макарон. Животноводство тоже "съе ст" пшеницы больше, чем обычно — не так из-за увеличения поголовья, как из-за увеличения доли кормов из пшеницы. Ведь жара высушила кормовой ячмень и выжгла травы.
Невзирая на невысокий урожай пшеницы и низкие ее переходные запасы — они составляют всего 1,8 млн. т — хлебного зерна до нового урожая должно хватить. Даже сможем экспортировать почти миллион тонн. Следовательно, дефицита нет. Но на удешевление хлеба рассчитывать не стоит.
Аграрный фонд с первых дней жатвы должен был формировать зерновой госзапас. Но на середину сентября смог законтрактовать всего 150 тыс. т зерна. С такими темпами закупок продрезерв не сформируют и до Нового года.
" Пробуксовывает" заготовка хлеба и в региональные закрома. В этом году сельхозпроизводители почти отказались продавать выращенное зерно государству ни по утвержденным правительством, ни по биржевым ценам. Кое-кто считает их слишком заниженными на фоне мирового удорожания зерновых и ежегодного увеличения себестоимости производства хлебных культур в стране. Потому аграрии ждут, когда перестанут действовать экспортные запреты. Или когда внутренние переработчики станут более покладистыми из-за дефицита сырья и начнут повышать закупочные цены. Хотя они и так выросли почти в полтора раза сравнительно с прошлогодними, но можно уверенно прогнозировать — это не предел.
Комментарии