Министр здравоохранения Юрий Поляченко, 42 года, обещает заманить медиков в село, говорит о несвоевременности страховой медицины и предлагает узаконить неофициальные гонорары врачей.
Что будет делаться для сельской медицины?
— Развитие сельской медицины — приоритет 2006 года. Ожидаем, что сельские врачи получат социальные льготы. Речь идет о дополнительном отпуске, праве на приобретения земельного участка, льготах при кредитовании, оплате жилищно-коммунальных услуг и тому подобное. Соответствующий закон уже есть. Необходима его финансовая поддержка. Думаю, это станет возможным во втором полугодии.
Уже сегодня выделено 250 млн грн на оборудование фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий районных больниц, на закупку медикаментов для них. Полностью удовлетворить потребности сельской медицины мы сможем за три-четыре года.
А как быть с кадрами? Выпускников медицинских вузов обяжут отрабатывать на периферии?
— Кадры для села — моя головная боль. Но загонять дипломников туда насильственно никто не будет. Мы будем создавать сельским медработникам все условия — и бытовые, и профессиональные. Чтобы специалисты сами туда ехали. Много зависит от местной власти и общественности. Министерство здравоохранения заключает с местными администрациями соглашения. В них четко выписано: что делает для людей в белых халатах государство, а что — местная власть.
Бюджет медицины составляет 17 миллиардов гривен
Одним словом, если в селе у врача будет для работы новое оборудование, транспорт, он будет иметь льготы, нормальную зарплату, жилье и уважение людей, то проблему с кадрами решим. Главное, чтобы заработал Закон о социальных льготах сельским врачам. А еще — выросла зарплата. В следующем году планируем поднять ее уже на 35–40 процентов.
А пока что уже в конце февраля в села отправятся специальные врачебные бригады. Они будут проводить диспансеризацию населения. И будут работать до тех пор, пока не обследуют каждого сельского жителя. Людям гарантирована необходимая консультация специалиста, а при необходимости - и помощь.
Это значит, что наша медицина возвращается к профилактике заболеваний?
— Да. Мы будем возобновлять систему диспансеризации. Ведь давно известно: легче болезнь предупредить, чем лечить. В этом году пилотные проекты внедрят в регионах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Постепенно профилактические осмотры охватят всю Украину.
Национальный план действий в интересах здоровья народа Украины — это очередная концепция реформы нашей медицины?
— Я бы не называл это реформой. Наше министерство разработало "Дорожную карту" дальнейшего продвижения. Мы хотим собрать все хорошое, что было в системе здравоохранения в последние годы, начиная от Национальной программы здоровья нации. Это комплекс взаимозависимых мероприятий. Их поэтапное выполнение приведет к структурным изменениям отрасли.
Но это — не реформа. Скорее, продолжение начатого с четко определенной конечной целью. А именно — создание национальной системы здравоохранения.
Деньги на внедрение этих хороших намерений есть?
— Начальный этап финансово подкреплен. Бюджет отрасли вырос на 4 млрд грн. На 2006 год он составляет 17 млрд. Впервые финансирование медицины достигло 3,3 процента ВВП. На 30 процентов увеличена расходная часть. Ожидается 20-процентное повышение зарплаты медработникам.
Что даст утвержденный национальный перечень лекарств и какова судьба "рецептурного" приказа времен Николая Полищука?
— Национальный перечень лекарств — это специальный перечень медикаментов, закупка которых разрешается за государственные средства. Это даст возможность создать на фармакологическом рынке условия для цивилизованной конкуренции. Отныне главное в закупках препаратов — эффективность, качество и цена. Результатом станет также удешевление закупок за бюджетные деньги.
Реформировать сельскую медицину сможем за три-четыре года
Такая политика позволит вывести на наш рынок противораковые и противотуберкулезные препараты последнего поколения. В качестве примера возьмем онкологию. Сегодня за государственные средства лекарствами обеспеченно в среднем 15 процентов больных. Применяя национальный перечень, мы сможем удовлетворить потребность в препаратах еще как минимум 10–15 процентов.
Относительно "рецептурного" приказа, то его действие приостановлено. Система здравоохранения еще не готова к его немедленному внедрению. Рецептурная продажа лекарственных препаратов начнет действовать с 1 июня этого года и будет поэтапной.
Кроме сельской медицины, какие еще приоритеты определены на ближайшее время?
— Среди основных направлений остаются борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, наркоманией, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, а также охрана материнства и детства. Мы хотим создать специальные профильные центры и предоставить им статус национальных. Эти структуры будут главными координаторами и исполнителями национальных программ. Там объединят усилия ученые, менеджеры, профессионалы-практики. Эти специалисты будут давать рекомендации МОЗ, будут формировать стандарты лечения.
Мы работаем над созданием в Украине национального Центра рака по принципу французского Института рака. Планируем присоединиться к Международной хартии по борьбе с онкозаболеваниями. Это позволит нашим врачам пользоваться единой базой данных, стандартами лечения, научными разработками в этой сфере.
Как вы относитесь к внедрению страховой медицины?
— Считаю, что наша система здравоохранения пока еще к ней не готова. Половина населения не в состоянии платить страховые взносы. По подсчетам экономистов, внедрять страхование будет иметь смысл при средней зарплате не ниже 250 долларов. Принять закон об обязательном государственном медицинском страховании планируется в будущем году. На его реализацию дается три года.
Страхование имеет смысл при зарплате не ниже 250 долларов
Мы будем просить Конституционный суд разъяснить, какая статья в Основном Законе доминирующая — 49-я, дающая право на бесплатную медицину, или 95-я. Если все же 49-я, то страховой взнос может рассматриваться как скрытая плата за медицинские услуги. В 95-й речь идет о бесплатных медицинских услугах в рамках бюджетных ассигнований. Если "победит" она, то мы говорим: эти услуги государство гарантирует, а все остальное — за счет страховых взносов. И это нужно выписать в отдельном законе.
Если "победит" 95-я статья, и медицина фактически перестанет быть бесплатной, то коррупция в ней исчезнет?
— Коррупционерами могут быть только чиновники, сидящие в министерствах и ведомствах. Все остальное — это даже не взятка. Это гонорары. Это, по большому счету, благодарность людей врачам за их труд.
Мы хотим создать Ассоциацию врачей. Она сможет инициировать внесение в законодательство о доходах статей, которые давали бы право врачу легально получать гонорары. Я говорю не о "добровольных взносах в счет больниц". Это перекручивание нашей медицины. Речь идет о гонорарах врачам, размеры которых определяют сами пациенты.
Комментарии
1