Сейчас все внимательно следят за формированием парламентской коалиции. Многим кажется, что именно от договоренностей партий и фракций зависит политическая и экономическая ситуация в стране. На самом же деле все сложнее.
У событий, кажущихся достижением (благодаря универсалу) вынужденного компромисса, двойное дно. Это связано не только с политической, но и с социально-экономической ситуацией.
2006-й завершается парадоксально. С одной стороны, это год возобновления экономического роста, достигнутого правительством Юрия Еханурова. С другой — рост цены на газ. Причем ударило это не только по крупным потребителям, финансово промышленным группам, но и по рядовым людям. В последние месяцы своей работы правительство Еханурова вынуждено было поднимать тарифы на природный газ для населения.
Кого назовут в конце года преступником?
Все это создает предкризисную ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве и почву для открытого недовольства центральной властью.
Формирования антикризисной коалиции во главе с Партией регионов, подписание Универсала и создание коалиционного правительства сопровождаются обнадеживающими прогнозами и обещаниями. Участники коалиции заявляют о своей ответственности и о выполнении всех обещанных ранее социальных льгот. Но обвальный рост цен и будущие социальные риски никто не отменял. Поэтому компромиссы относительно коалиции и "поражение" президента, о чем разговаривают в течение последнего месяца, могут оказаться просто своевременным политическим трюком.
Не исключено, что, идя на подписание универсала и соглашаясь на формирование правительства во главе с Партией регионов, президент Виктор Ющенко прекрасно понимал: будущее социальное недовольство будет направлено не на оранжевые силы или на него лично, а в первую очередь на действующее правительство и коалицию. Очевидно, именно поэтому глава страны легко дал добро на формирование не только руководства парламента, но и всего топливно-энергетического блока правительства именно представителями "регионалов" и их ближайшими союзниками. Возможно, рассчитывая, что в условиях кризиса легче будет настаивать на новых кадровых изменениях и усиливать позиции "нашеукраинцев" в системе власти. Кстати, шатание "нашеукраинцев" между прелестями власти и перспективами призрачного реванша — еще один показатель того, что сценарий маятника начал реализовываться.
Уже в ноябре правительство столкнется с вызванными неплатежами проблемами в жилищно-коммунальной сфере. Пострадают монополисты, продающие населению электроэнергию, газ и тепло. На местах тарифы формируют местные власти, но уже сейчас очевидно: большинство городских и областных администраций пытаются "перевести стрелки" на Киев, прозрачно намекая: их тарифная политика вынуждена, за все должны отвечать правительство и коалиция, несущая за него политическую ответственность.
Сейчас коалиция рискует потерять полученную на прошлых парламентских выборах поддержку. Потому что ничего не волнует человека так, как благосостояние ее семьи, тепло в доме. И покушение на эти основные составляющие повседневной жизни являются тяжелым политическим преступлением. Кого назовут в конце года преступником — вопрос открытый.
Политические режиссеры, обычно остающиеся за кадром больших публичных игр, учли именно это.
Ключевой вопрос этой осени — сможет ли коалиция или правительство не искать виновных, а найти вместо этого схемы компенсаций за подорожание коммунальных услуг? Смогут ли создать стойкую систему поставок и не допустить банкротства жилищно-коммунального хозяйства? Способно ли будет правительство за счет договоров с местной властью и бюджетных уступок преодолеть угрозу нового раскола "центр — регионы" и не допустить новых "бунтов пустых кастрюль"?
Вот и будет главный экзамен, самое тяжелое испытание для коалиции и правительства.
Комментарии