Мы начали год, который решит судьбу Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Это — действительно момент истины, определяющий вектор развития страны на десятилетия. Эта статья — о мифах, от которых стоит абстрагироваться, принимая решение.
Миф первый: в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС нет ничего особенного, поскольку подобные соглашения ЕС заключил, например, с Чили, Марокко или Мексикой.
ЕС действительно в свое время заключил соглашения ассоциативного типа со многими странами мира. В то же время, Соглашение с Украиной будет беспрецедентным по амбициозности и глубине даже в договорной практике ЕС. Главное отличие — оно положит начало процессу политической ассоциации и экономической интеграции между Украиной и ЕС. Превратит модернизацию государства по европейскому образцу в наше юридическое обязательство.
Классические зоны свободной торговли между ЕС и упомянутыми странами охватывают только торговлю товарами. А вот ЗСТ с Украиной будет "углубленная и всеохватывающая", то есть будет предусматривать либерализацию торговли не только товарами, но и услугами, либерализацию движения капиталов и в известной степени — движения рабочей силы. Она также обусловит масштабную адаптацию Украиной европейского регуляторного законодательства в сферах транспорта, энергетики, услуг, сельского хозяйства и другого. Это унифицирует значительную долю правового пространства обеих сторон, позволит устранить нетарифные — технические — барьеры в торговле и обеспечить расширенный доступ к Единому рынку ЕС для украинских экспортеров и наоборот — европейских экспортеров к украинскому рынку.
Миф второй: Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС не содержит четкой европейской перспективы, а следовательно не будет способствовать получению членства в ЕС.
Невзирая на то, что в Соглашении об ассоциации с Украиной отсутствует четкая ссылка на перспективу членства, по своему объему и обязательствам сторон оно значительно превосходит европейские соглашения об ассоциации образца 1990-х лет, а по некоторым параметрам и западно-балканские соглашения о стабилизации и ассоциации образца 2000-х.
Успешное выполнение Соглашения об ассоциации будет означать соответствие критериям членства. А следовательно — повышение качества жизни граждан, модернизацию всех сфер жизни государства и общества, повышение конкурентоспособности украинских производителей и тому подобное. Именно это, а не членство как таковое, является целью европейской интеграции.
Миф третий: неподписание Соглашения об ассоциации до сих пор свидетельствует о кризисе в отношениях между ЕС и Украиной.
Темпы и объемы технической работы по подготовке Соглашения к подписанию, в частности перевод его многостраничного текста на 23 официальных языка ЕС, подтверждают то, что о подписании в 2011-2012 годах не могло быть и речи.
Только в 2013-м заключение Соглашения с ЕС вполне реально. Перспективы его подписания обсудят на саммите Украина — ЕС 25 февраля в Брюсселе.
Миф четвертый: Соглашение об ассоциации и предусмотренная им углубленная и всеохватывающая зона свободной торговли разрушат целые секторы украинской экономики.
Невзирая на кризис, Европейский Союз остается одним из самых успешных экономических и политических проектов. Речь идет об условиях ведения бизнеса, значительном инвестиционном потенциале, высоких технологиях и конкурентоспособности продукции европейских производителей. Европа шла к этому не одно десятилетие.
Через ЗСТ с ЕС украинский производитель получит возможность завоевать свое место на европейском рынке, найти свою нишу и продвигать качественный украинский продукт по достойной цене. Отечественные потребители, в свою очередь, получат доступ к высококачественным европейским товарам в Украине по более низкой цене.
Да, это будет борьба за экономическое выживание. Возможно, даже естественный отбор для отдельных сегментов отраслей экономики. Но борьба, от которой выиграет гражданин Украины, экономика и в конечном итоге государство. Для наиболее уязвимых сегментов будут предусмотрены определенные переходные периоды и благоприятные адаптационные условия. В то же время, подписание Соглашения значительно повысит инвестиционную привлекательность Украины и приток прямых иностранных вложений. Позволит уравновесить отрицательный торговый баланс с ЕС.
Миф пятый: заключение Соглашения об ассоциации с ЕС навредит отношениям Украины с Россией.
Реформирование Украины согласно положениям Соглашения об ассоциации с ЕС отвечает интересам всех сторон, в частности России: речь идет о росте доверия к Украине как международному партнеру и укрепление верховенства права и предсказуемости как основы для уверенности всех, например российских, инвесторов.
Более того, в условиях функционирующей углубленной ЗСТ с ЕС Украина может стать жизненно важным соединительным торгово-экономическим мостом между Брюсселем и Москвой, а в дальнейшем и уникальной площадкой для перестройки взаимовыгодных связей между ЕС и членами новых интеграционных проектов на постсоветском пространстве.
Миф шестой: углубленная и всеохватывающая ЗСТ с ЕС сделает невозможным существование ЗСТ с СНГ.
Создание ЗСТ с СНГ, в отличие от вступления в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, не противоречит углубленной и всеохватывающей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Наши партнеры по СНГ — Армения и Молдова — также ведут с ЕС переговоры относительно соглашений об ассоциации, которые будут включать углубленные и всеохватывающие ЗСТ.
Миф седьмой: вступление в Таможенный союз для Украины выгоднее, чем экономическая интеграция с ЕС на основе Соглашения об ассоциации.
Доступ к рынку ЕС — это 500 млн потребителей с высокой покупательной способностью против 170 млн в Таможенном союзе.
Экономическая интеграция с ЕС — это путь к модернизации. Посмотрите на прогресс европейских стран бывшего социалистического лагеря за последние 20 лет. Тогда как экономика России остается основанной на сырьево-ориентированном экспорте. Она нуждается в коренной модернизации, доказательством чего стало введение с ЕС инициативы под красноречивым названием "Партнерство ради модернизации".
Вступление в Таможенный союз может предоставить Украине только краткосрочные дивиденды. Те несколько миллиардов долларов, о которых говорит Москва, — это всего лишь плата в обмен на потерю Украиной суверенитета. В то же время Соглашение об ассоциации с ЕС юридически фиксирует политические гарантии суверенитета, независимости и территориальной целостности Украинского государства.
Выбор между Европейским и Таможенным союзами — это выбор между проверенным и рискованным
Таможенный союз снизит благосостояние Украины на 0,5% в среднесрочной перспективе и на 3,7% в долгосрочной. Тогда как углубленная и всеохватывающая Зона свободной торговли с Евросоюзом повысит этот показатель на 4,3% в среднесрочной перспективе и на 11,8% в долгосрочной. Это общий прогноз Немецкой совещательной группы и украинского Института экономических исследований и политических консультаций.
Давайте рассуждать прагматично: Евросоюз — это сообщество с более чем 50-летней историей, доказавшее свою жизнеспособность. Государства ЕС традиционно занимают высшие ступеньки по уровню и продолжительностью жизни, пенсионного обеспечения и благосостояния. Европейский Союз имеет богатый задел единых стандартов во многих сферах, таких как качество продуктов питания, здравоохранение, социальная защита, экология, безопасность на дорогах, и это не весь список. Самое главное, что эти стандарты действительно внедряют, а не просто декларируют.
А вот плюсы и минусы Таможенного союза — вещь более гипотетическая, в первую очередь из-за гипотетичности достижений этого объединения. Они все — в будущем, в планах и желаниях его создателей. Выбор между ЕС и ТС — это выбор между очевидным и гипотетическим, проверенным и рискованным.
Нам предлагают забыть о цивилизационном выборе, о политической риторике двух десятилетий украинской независимости, об усилиях, затраченных в европейском направлении, — и сделать разворот на 180 градусов в пользу сравнительно нового регионального проекта, к которому множество вопросов. Не нужно быть великим политиком, чтобы понять рискованность таких маневров. Очевидно, что Украине необходимо искать компромисс между европейским и российским направлением внешней политики. Но так же очевидно, что этот компромисс не должен быть ценой отказа от европейского выбора. Ассоциация с ЕС должна быть. Равно как и европейская интеграция Украины.
Если Россия как лидер Таможенного союза руководствуется интересами не только своими, но и своих партнеров, то она даст Украине возможность совместить евроинтеграцию с одной стороны и партнерство с Таможенным союзом с другой. Если же компромисс невозможен, возникает вопрос, является ли этот союз альянсом действительно равноправных партнеров.
Комментарии
2