В марте 2014 года Запад напоминал трех обезьян, которые ничего не хотят замечать, слышать и говорить. Аннексия Крыма происходила под растерянные призывы мировых столиц "искать компромисс".
Это был холодный душ для всех убежденных, что Россия будет партнерской и понятной. Похмелье для тех, кто верил, что "мягкая сила" (возможность получить желаемое за сотрудничество и привлекательность, а не принуждение. – ГПУ) вытеснила армии на задворки истории.
Украина не была исключением. Впрочем, нашей стране трезветь пришлось быстро. Потому что не оставили выбора. За Крымом начался Донбасс – второй акт крымской пьесы в постановке Москвы. Украина переставала быть гибридным государством благодаря гибридной войне. По капле выдавливала из себя иллюзии.
Но старая Европа до последнего отказывалась признавать новую реальность. С такой же отстраненностью в 2008-ом Украина вглядывалась в российско-грузинскую войну. Продолжала торговать с Москвой и проголосовала за пророссийского президента.
Европа не учла только одного. Кремль объявлял эту войну не нам. Хотя бы потому, что никакой Украины в его сознании нет. Он объявлял ее Западу, на который возлагал ответственность за Майдан. И Украина стала жертвой вторжения именно потому, что для Кремля она превратилась в часть Запада.
Киев с первого дня объяснял это европейским столицам. Те устало отмахивались. Неохотно вводили санкции. Регулярно обсуждали их отмену. Пытались сделать вид, что война их не касается.
А потом было отравление Скрипалей в Великобритании. Российское вмешательство в выборы. Шпионские скандалы. Расшатывание ситуации на Балканах. Оказалось, что пока Европа пыталась протянуть Москве ладонь для рукопожатия, Кремль продолжал войну.
Несколько лет тому назад канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что главными угрозами миру является вирус Эбола, террористическое Исламское государство и политика России в Украине. Но это не помешало строить Северный поток-2 (газопровод из России в Германию в обход Украины. – ГПУ) и говорить, что Москва обречена оставаться партнером Европы. В 2019-м уже мало кто помнит об Эболе. Исламское государство уже не выглядело как вестник конца света. А Европарламент объявляет, что Россия не может считаться стратегическим партнером ЕС и призывает пересмотреть соглашение 1994 года. И он же говорит, что Северный поток-2 становится угрозой для Европы. Призывает отказаться от проекта.
Не стоит питать иллюзий. Одномоментного переворота в сознании не будет. Российские деньги продолжат мотивировать многих закончить войну за счет Украины. Но если вам кажется, что ничего не меняется - посмотрите, как Европа трезвеет все пять лет.
Комментарии