Ексклюзивы
среда, 21 февраля 2007 15:48

Двухпартийность у нас вряд ли возможна

Очень часто власть и оппозиция — это сиамские близнецы. Попытки разделить их хирургическим методом – рискованны, потому что неизвестно, чем это закончится. Попытки же одной уничтожить другого подобны самоубийству.

До сих пор в Украине шла борьба именно на уничтожение или на максимально возможное послабление политических соперников. Американцы уже давно поняли опасность этого и создали двухпартийную систему управления государством. Одна партия у власти, другая — в оппозиции. Порой они меняются местами. Демократы и республиканцы хорошо понимают: если правящая партия начнет борьбу с оппозиционной "до победного конца", то будет пилить ветку, на которой сидят обе. Тогда непременно появится третья сила, которая в конце концов сметет обоих.

Взять, например, президентские избирательные кампании в США в 2000-ом и 2004-ом. Оба раза Джордж Буш-младший побеждал достаточно тяжело, даже сомнительно. В некоторых избирательных округах вручную пересчитывали голоса. Первый раз Америка вообще почти два месяца не знала имени нового президента, и дело дошло до высшей судебной инстанции. Под угрозу была поставлена избирательная система, которая существует в Штатах почти два века и основывается не на прямом избирательном праве, а на опосредствованном — через коллегии избирателей. Однако кандидат от демократов Альберт Гор не захотел судиться и признал свое поражение. Похожая ситуация произошла и через четыре года. И опять демократы не пошли "стенка на стенку", а учтиво уступили президентское кресло. Но в прошлом году получили большинство на промежуточных парламентских выборах и взяли контроль над Конгрессом. Сейчас у них большие шансы в 2008 году вернуть себе президентскую должность.

В США, как и в Украине, есть десятки партий

При этом обе партии представляют в сущности один и тот же класс и никак не могут быть в оппозиции друг к другу. Только делают видимость этого, каждый раз превращая очередные выборы в грандиозное шоу. Однако благодаря развитому гражданскому обществу люди там добились для себя таких прав и уровня жизни, что их вполне удовлетворяет поочередное господство республиканцев и демократов.

Впрочем, в США, как и в Украине, есть десятки партий: аж шесть социалистических, три лейбористские, две "зеленыеи", социал-демократическая, федеральная, патриотическая, гуманистическая, консервативная, популистская, коммунистическая, национальная, пацифистская и т.п. Но правящий класс Америки строго оберегает политическую монополию двухпартийной системы правления страной, и близко не подпуская к ней всех остальных. То есть, вы можете бороться за свои права и социальные блага, протестовать против милитаризма и защищать животных, но руководить государством — нельзя.

В последнее время в Украине также много говорят о подобной двухпартийности. Идея привлекательна в первую очередь для Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко. Они имеют некоторое сходство с правящими партиями США. Например, республиканцы у власти лоббируют интересы большого бизнеса, демократы же, напротив, усиливают социальную защиту. То есть, одна партия "немножко правая", а другая "немножко левая".

А самое главное, "регионалы" и БЮТовцы имеют очевидное желание и возможность делить власть между собой. Схема простая: две мощнейшие парламентские фракции принимают закон о поднятии избирательного барьера на выборах в Верховную Раду до 7–10% и отсекают от парламента остальные партии.

Правда, в отличие от Америки или Великобритании, в Украине внедрение двухпартийной системы проблематично. На пути к этому стоит многомерность нашей политики. Украинское общество неоднородно, существует много групп интересов — идеологических, экономических, региональных, языково-этнических и тому подобное. Поэтому мощное общественное и политическое сопротивление возможным действиям "регионалов" и БЮТовцев вполне возможно.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, 49 лет, к перспективам двухпартийности в Украине относится скептически.

— Даже если проходной барьер повысить до 10 процентов, "Наша Украина" все равно проходит в парламент. Чтобы не прошла, нужно делать 13–15 процентов, — говорит он. — Но это уже не лезет ни в какие ворота. Европа не будет спокойно на такое смотреть. В большинстве цивилизованных стран барьер составляет 4–5 процентов. А при таком не только "Наша Украина" пройдет, но и, возможно, Юрий Луценко с новым проектом.

Сейчас вы читаете новость «Двухпартийность у нас вряд ли возможна». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть