С июля 815 км автомобильных дорог Беларуси станут платными. Это трасса от границы с Польшей до границы с Россией: Брест - Минск - Редьки и дорога от Минска в Витебск, Могилев, Гомель и Гродно. Плата будет составлять 0,04-0,12 евро/км и зависеть от габаритов транспорта. От платы будут освобождать легковушки, зарегистрированные на территории стран-участниц Таможенного союза.
- Беларусь серьезно взялась за транзитные коридоры, - рассказывает эксперт по перевозкам Богдан Аганин, 39 лет. - В ближайшее время планируют нарастить около 60 процентов объемов транзитного транспортного потока. То есть замещают Украину как транзитное государство.
У белорусов давно действует программа по строительству и ремонту дорог специально под платный проезд. Несмотря на ограниченные контакты с Западом, строительство частично кредитуется Мировым банком, частично Китаем.
Недавно наши чиновники заявили, что в Украине между областными центрами свыше 40 процентов дорог - первой категории. У Беларуси первой категории до 2017 года будут все дороги. Это значит, что они имеют хорошее покрытие, разметку и освещение на всей протяжности. Из-за нормы закона об отдыхе водителей после каждых 8 часов езды начала подниматься инфраструктура - построили гостиницы. Есть пункты заправки, технической помощи. Трассы должны быть оборудованы подземными переходами, чтобы пешеходы не ходили по дороге. Если есть проблема с состоянием шоссе, можно сообщить в единый контактный центр, и его починят. Все строительные работы проводят государственные предприятия.
Первый-второй год будут пробными, потом можно прогнозировать рост объемов транзита. Его обеспечит спрос на китайские товары. Готовятся воздушные коридоры из Китая в Россию. Дальше груз будет попадать по железной дороге в Беларусь. Потом по автодорогам к покупателям в страны Европы.
Украина не может сохранить свой транзитный потенциал по двум причинам. Первая - коррупция, которая ведет к стихийному ухудшению качества дорог. Их строят непонятно по каким нормативам. Фуры едут кое-где со скоростью 20 километров в час. Нужно три дня, чтобы пересечь страну. Дешевле Украину объехать. По городским дорогам пускают грузовики, хотя это запрещено. Это разрушает дороги еще больше.
Вторая проблема - таможня. В портах Ильичевска или Одессы контейнеры могут стоять по два месяца. Скорость транзита контейнера по Украине, с учетом простоя на таможне, - 27 километров в час. По Беларуси - 52. Даже украинские предприниматели часто ввозят груз сначала в Польшу или Беларусь, а потом - в Украину. Только бы не сталкиваться с одесскими таможенниками.
Комментарии
3