14 мая в Донецке при участии президента Виктора Януковича торжественно открыли новый аэропорт. Через четыре дня перерезали ленту в новом терминале аэропорта Киев, который когда-то назывался Жуляны. На 28 мая запланирована презентация и сдача в эксплуатацию очередного терминала главных авиационных ворот страны - международного аэропорта Борисполь. Заработал обновленный воздушный вокзал во Львове. В Харькове отстроили аэропорт еще в прошлом году.
Возможно, многочисленные футбольные болельщики – гости европейского первенства в Украине будут довольны. Однако остается вопрос: каким образом загрузят новенькие аэровокзальные комплексы, на которые потратили миллиарды бюджетных средств, по завершении Евро-2012?
Дело в том, что авиаперевозки пассажиров в пределах Украины остаются дорогим удовольствием. Пропагандируется точка зрения, что виновны в этом авиакомпании. Дескать, их непомерные финансовые аппетиты приводят к завышению цен на билеты. Эту мысль активно поддерживает власть, создавая для себя комфортные условия и демонстрируя пребывание вне проблемы.
Ситуацию следует рассматривать с большей частью объективности. Надо погрузиться в проблему: как действия профильных государственных органов влияют на ценообразование для авиаперевозок в пределах страны. Позитивным это влияние не назовешь. 18 июля 2011 года Мининфраструктуры заверило общественность: будут снижены все сборы, которые применяются для авиаперевозчиков в пределах Украины. Очередь, дескать, за авиакомпаниями - пусть снижают цены на билеты.
Парадоксально, но через четыре дня Мининфраструктуры инициировало повышение в среднем на 25 процентов сборов за взлет-посадку, обслуживание пассажиров и авиабезопасность во втором по пассажирообороту аэропорту страны - в Симферополе. 5 сентября 2011 года эта инициатива начала действовать. Как это согласуется с задекларированными намерениями о снижении сборов? Разве возможно одновременно повышать и снижать цены?
Есть свежие предложения Министерства инфраструктуры. Подготовлен проект приказа, в соответствии с которым увеличат в два раза ставку сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Борисполь при выполнении рейсов между городами Украины.
В качестве обоснования увеличения разнообразных сборов при выполнении внутриукраинских авиарейсов приводят необходимость улучшения ситуации с финансированием объектов авиационной инфраструктуры. Однако, например, Бориспольский аэропорт является весьма успешным субъектом ведения хозяйства. Прибыль главного аэропорта страны за 2011-й сосотавила 586,4 млн грн. Сравнительно с предыдущим годом она увеличилась почти на 19 процентов. Первый квартал текущего года аэропорт Борисполь закончил с 128,5 млн грн чистой прибыли.
С одной стороны, честь и почет менеджменту главных воздушных ворот Украины. Благодаря их профессионализму аэропорт Борисполь имеет солидные финансовые показатели. С другой стороны, сложно считать целесообразными действия Мининфраструктуры, когда в условиях стабильного финансового положения аэропорта государственный орган пытается добавлять ему прибыли за счет пассажиров, которые летают в пределах страны.
Существенно влияет на стоимость внутренних авиабилетов и нормативная база.
Если билеты на международные рейсы не облагаются НДС, то при авиаперевозках в пределах Украины этот вид налога действует. А это делает каждый билет на самолет на 20 процентов дороже. И вряд ли граждане, которые иногда летают между украинскими городами, богаче иностранцев или соотечественников, которые имеют возможность регулярно бывать за рубежом.
Будто бы вспомнив о прошлогодней инициативе, руководитель Мининфраструктуры 17 мая заявил о гипотетической возможности отмены НДС на авиабилеты по Украине. Правда, при этом не шла речь об огромном количестве других статей расходов авиаперевозчиков, сокращение которых могло бы уменьшить цены на внутренние полеты по меньшей мере вдвое. Причем регулятор авиатранспортного рынка имеет для этого все необходимые рычаги влияния. Но, имея рычаги, имеет ли желание?
Комментарии
3