Реформа децентрализации продолжает оставаться крайне актуальной в Украине четвертый год подряд.
Автором ключевых моментов нынешней реформы децентрализации был один из лидеров партии "Основа" Владимир Полочанинов. В то время, когда он говорил о целесообразности и необходимости проведения реформы децентрализации в Украине, все говорили, что несвоевременно и нецелесообразно. А сегодня, это одна из немногих успешных реформ в государстве.
Однако без недостатков и ошибок как в ее планировании, так и в процессе реализации на местах не обошлось.
Основной ошибкой была и остается несогласованность Конституции Украины. Таким образом, возможность объединения в территориальные громады не только сел, но и поселков и городов, не согласуется с ч. 1 ст. 140 Конституции Украины, согласно которой территориальной громадой может быть только "добровольное объединение в сельскую громаду жителей нескольких сел", которое должно иметь статус административно-территориальной единицы.
Некоторые украинцы, чьи деревни вошли в ОТГ, разочарованы реформой и ищут возможности выйти из этого процесса. Но механизм выхода из ОТГ не предусмотрен законодательно.
С 1 февраля 2018 года Госгеокадастр начал процесс передачи земель за пределами населенных пунктов в собственность ОТГ. Правительство запустило процесс после того, как приняло распоряжение о передаче земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности в коммунальную собственность ОТГ.
Что же в итоге?
Если раньше участники АТО имели первоочередной приоритет в получении земельных участков из Госгеокадастра, то теперь это требование не распространяется на собственность ОТГ, то есть земли сельскохозяйственного назначения.
И пока процесс децентрализации продолжается, необходимо принять и привести в соответствие еще десятки законопроектов, касающихся регулирования земельных отношений и права громад распоряжаться землями за пределами населенных пунктов.
Наиболее весомым в процессе децентрализации есть, остается и будет актуальным вопрос финансовой децентрализации. Суть ее заключается в передаче полномочий собирать налоги, а значит и возможность развиваться своим путем, самостоятельно решая, на что тратить деньги. Кроме дополнительного финансового денежного потока, на местные бюджеты легла и часть расходов на образование и здравоохранение, которые ранее финансировались из государственного бюджета.
Сегодня прибыль предприятий и налог на недра соответствующей ОТГ идут "вверх", а должны были бы оставаться на тех территориях, где они зарабатываются.
Еще одной серьезной проблемой является - ОТГ недостаточно внимания уделяют финансово-емким вопросам развития инфраструктуры территорий, акцентируя излишнее внимание на некритических задачах - восстановление парков, фонтанов, памятников и т. п.
Например, на подготовку теплосистем к новому отопительному сезону ОТГ выделяют пока гораздо меньше средств из своих бюджетов, чем на это планировалось ранее. Такая ситуация и с дорогами в области.
В чем же заключаются сложности?
Во-первых, нужна местная власть, способная прозрачно и эффективно использовать эти ресурсы. Как показывают результаты выборов в ОТГ, подавляющее большинство руководящих должностей громады занимают все те же руководители, как и при самоуправлении.
Во-вторых, очень медленно идет процесс создания ОТГ и передачи им полномочий.
Сегодня Полтавщина - это одна из "кормушек" Украины. Здесь сосредоточен и сельскохозяйственный, и промышленный, и газовый и нефтедобывающий потенциалы. Только в Полтавской области добывают 40% от общего количества газа в Украине.
Поэтому мы считаем, что степень децентрализации должна быть значительно выше и значительно больше полномочий, которые сегодня остаются в Киев: земельные, налоговые и другие вопросы должны быть переданы на места.
Исправив вышеупомянутые ошибки, мы найдем компромисс между центром и регионами ради развития.
Комментарии