Как-то осенью 1918 года режиссер Лесь Курбас обнаружил на дверях своего Молодого театра (Прорезная, 17) надпись: "Дом принадлежит "ц ум обердойчкоммендатур" — комендатуре немецкой армии в Киеве. Оказалось, немцам подсунули документ, согласно которому здесь — не театр, а казино или что-то непристойное, и дом реквизировали. Курбас пошел к коменданту, пожаловался (по-немецки), и театр вернули.
История — смешная баба, повторяет старые глупости. Через 88 лет, в прошлую пятницу, руководитель Молодого театра Станислав Мойсеев обнародовал заявление: на театр давят! Мойсеев говорил не по-немецки, поскольку апеллировал к соотечественникам.
Власть имущим легче потерять какой-то театр, чем создать
Ох, Прорезная, 17, — некрасивое место! Потому что все повторилось: председателю парламентского Комитета по вопросам культуры и духовного возрождения Владимиру Яворивскому дали на подпись письмо, где сказано, что Молодой театр — не театр, а что-то непристойное. Письмо адресовалось городскому голове. По письму создали комиссию, которая должна во всем разобраться. Об этих комиссиях Курбас говорил: "С ума сойти можно, когда тебя по десять раз в день срывают с репетиции и тянут в контору " власть имущие специалисты"!
Поскольку пан Яворивский на Прорезной давно не был, театр попросил объяснений. К чести Яворивского, он извинился, обещал отозвать письмо. Но инцидент не исчерпан. Поскольку очевидно, что за письмом стояли " власть имущие специалисты".
Мойсеев, возглавивший Молодой театр десять лет назад, когда этот театр был на грани краха, имеет право обижаться. И не так за себя, как за коллектив, где сейчас работает несколько хорошо известных актеров, где есть спектакли высокого уровня, популярные у публики и отмеченные на международных фестивалях.
Тем временем театральная общественность склоняется к мысли, что преследование театров властью становится системным. Еще не забыт конфликт Минкультуры со столичной Российской драмой, и вот на очереди - Молодой театр.
То ли это "система", то ли бессистемное безразличие — ясно одно: власть имущим специалистам легче потерять какой-то театр, чем создать. Вот сегодня вечером в Киеве будет дискуссия: нужно ли на Оболони строить помещение для театра "Свободная сцена"? Очень нужная дискуссия! В Москве — 225 театров на 9 миллионов человек. В Киеве на три миллиона душ — чуть больше 20-ти. Нетрудно подсчитать: должно было бы быть за 70. Почему нет? Потому что дискуссия!
Комментарии