По-видимому, оправдать меня может лишь то, что я не помню почти ничьих торжественных дат. Даже о своем дне рождения иногда забываю. Тем не менее, в этом случае мне очень стыдно. 16 сентября я прозевал 60-летие со дня рождения человека, которого никогда не видел, но который занял достаточно много места в моей жизни. Речь идет о диссиденте Валерии Марченко.
Его имя в моем воображении неразрывно связано с голландской женщиной Джеки Бакс. Несколько лет назад вместе с режиссером Максимом Бернадским мы сняли документальный фильм "Кто вы есть, мистер Джеки?". Он был посвящен отношениям Валерия и Джеки.
История эта очень светлая и трагическая. Джеки через правозащитную организацию "Международная Амнистия" написала Валерию письмо в тюрьму — на английском. Он сначала не понял, что пишет женщина, и в ответе назвал ее мистером. Они переписывались четыре года, пока Марченко не умер в тюремной больнице. Для Джеки это была трагедия. Снимая ее в Амстердаме, мы почувствовали, что она и сегодня страдает.
На протяжении второй половины сентября о фильме "Кто вы есть, мистер Джеки?" вспомнили два моих коллеги. Первый, кажется, собирается рассказать о Валерии Марченко на одном из телеканалов, а второй попросил разрешения на публикацию сценария фильма в своем издании.
Жизнь не бывает без героев. Каждая эпоха имеет тех, кто готов рисковать, бороться, драться до последнего. Вопрос только: за что? В последнее время воображение наших соотечественников заполонили пацаны на крутых тачках, в безукоризненных костюмах, с кучей нулей на банковских счетах. И слово для них нашлось из заграничного лексикона — саксесфул, то есть "успешный". Кое-кто из них за свой успех рисковал жизнью, участвовал в разборках с перестрелками. Но в результате вышел сухим из воды. Они вы плы ли на поверхность. И теперь о них пишут гламурные журналы как об образце для подражания.
Он получил семь лет за критику правительственной политики в отрасли культуры
Валерий Марченко никак не вписывается в общество выше упомянутых пацанов. За что он пострадал? За что отдал жизнь? Если пользоваться нынешними критериями, ответить на этот вопрос невозможно.
Он получил 7 лет за критику правительственной политики в отрасли культуры.
Он имел возможность сократить срок пребывания за решеткой. Его даже в Киев специально возили, чтобы уговорить. Достаточно было подписать письмо с отречением от своих взглядов. Ну что такое письмо? Это же не заложить кого-то, чтобы потом совесть мучила. От него никому ни холодно ни жарко. Бывали случаи, когда вполне достойные люди ради свободы подписывали такие письма. И никто их не осуждал. Но Валерий на это не пошел. Он предпочитал пройти свой путь до конца.
Поэтому Марченко умер за идеалы, за свою честь и достоинство. А также — за честь и достоинство своего народа. Это невозможно потрогать руками или положить на банковский счет. Потому мотивация Валерия сегодня у многих вызовет удивление. А кто-то, возможно, даже покрутит пальцем у виска.
Иногда создается впечатление, что таким Марченко нет места в современном мире. Что они отошли в прошлое, и для нашего времени являются неадекватными персонажами. Но это не так.
Об истории Валерия и Джеки мне рассказал врач-психиатр Семен Глузман — сам многолетний узник совести. Он познакомился с Валерием Марченко в лагере и подружился с ним на всю жизнь.
После общения с Глузманом мне кажется, что его друг и сегодня для него живее всех живых. Но это лишь мое предположение. А вот факт: Глузман до сих пор помогает материально и морально Нине Марченко — маме Валерия. Об этом не знает никто, кроме них двоих. Я об этом узнал случайно. Уверен: если присмотреться повнимательнее, то можно найти и в младшем поколении таких людей. Просто они отсутствуют на экранах телевизоров и в колонках модных журналов.
И все же мало кто не согласятся с тем, что общественная атмосфера в стране гнилая. Рискну допустить, что от этого люди страдают больше, чем от материальных лишений. Потому что когда у тебя хлеба нет, то на него тем или иным способом можно заработать. А когда плохо на душе, когда не на кого положиться, когда обман становится победой, — это намного тяжелее исправить.
Может, настроение у нас такое из-за доминирования тех успешных "героев"? Но общество, похоже, начинает возвращаться к иным идеалам. Иначе чем объяснить интерес к " неуспе шному" Валерию Марченко?
Комментарии