- Вопросы польско-украинского конфликта в Польше поднимают силы, заинтересованные в дестабилизации отношений между нациями. С февраля там нарастает информационная истерия вокруг трагических событий прошлого, - говорит 35-летний историк Владимир Вятрович.
- Основным мотором конфликта являются "кресовые" организации, объединяющие людей из Западной Украины. Тема конфликта сочетается с грустью по землям, утраченных из-за "страшных" украинцев. Сегодня эти идеи достаточно популярны в Польше. 20 марта в парламенте создали депутатскую группу по делу кресов. Участников украинского освободительного движения обвиняют в геноциде поляков на Волыни в 1940-х.
Что изменилось после совместного польско-украинского чествования жертв Волынской трагедии в 2003 году?
- Сейчас дискуссия радикальнее, чем была тогда. На 60-ую годовщину конфликт называли Волынской резней, сегодня - геноцидом поляков. Когда Янукович уступает историю и язык Москве, часть поляков считают, что они не хуже, чем Кремль.
Как реагирует общественность и политики обеих стран?
- В Украине исторические темы вызывают меньше дискуссий, чем в Польше. Бывший президент Квасневский сказал, что украинцев значительно больше били в прошлом, поэтому они толстокожие относительно своей истории. Некоторые тамошние политики, представляющиеся лоббистами Украины в Европе, бывает, намекают, что готовы быть нашими адвокатами в обмен на принятие польской интерпретации прошлого. Скрыто этот призыв звучал в статье депутата Европарламента Павла Залевского. Хотя он говорит, что это - неправильное толкование его слов.
Реагируют ли наши политики?
- Пока что со стороны Украины не было никаких официальных заявлений. Есть опасения, что Янукович осуждением УПА захочет угодить западным и восточным соседям. Зато создан общественный комитет "Примирение между народами", который предостерег польскую сторону от эскалации напряженности во имя будущего нашего добрососедства.
Возможно ли примирение в этом вопросе?
- Да. В годы Второй мировой войны почти все соседние народы Европы конфликтовали между собой. И почти все прошли через примирение. Формула простая - "извиняем и просим прощения".
Казалось, 10 лет назад уже было примирение.
- Тогда были предприняты все нужные для политического примирения шаги, были заявления польского и украинского президентов и обоих парламентов. Дополнительные извинения между политиками не нужны. Дальше тему должны рассматривать историки. Но есть политики, использующие это в своих целях. Дискуссии продолжаются. Поэтому важно, чтобы в обоих обществах прозвучали позиции авторитетных людей, понимающих ценность сохранения приязни между нациями.
Не разжигают ли вражду вопросы о примирении после каждого очередного примирения?
- Сейчас изменяется восприятие поляками украинцев. В 2009-м польский Музей истории Второй мировой войны провел социологический опрос. 63 процента поляков считают, что украинцы были их главным врагом в годы Второй мировой. Немцы, которые принесли много бед, на втором месте, на третьем - Москва. Однако в другом вопросе отвечают, что в годы войны непосредственно с украинцами общались только 14 процентов польских семей. Представление об украинцах-врагах искусственно сформировано сегодня. Поэтому каждое примирение не может быть лишним.
Комментарии