Директор Центра политических исследований "Украинский барометр" Виктор Небоженко, 54 года, считает, что украинские политики до сих пор не использовали для партийного строительства много идей, например религию.
Какими видите перспективы основных украинских политических игроков — Партии регионов, Блока Юлии Тимошенко и "Нашей Украины — Народной самообороны"?
— В ближайшее время состоится их переформатирование. Потому что в действительности это партии переходного типа, которые достаточно долго задержались на нынешних позициях. Все они возникли во время борьбы с режимом Леонида Кучмы. На стороне тогдашнего президента играла Партия регионов, которая должна была принять от него власть. БЮТ и "Наша Украина" были в оппозиции. Но ни одна из них не думала о построении партийной идеологии или моделировании партийных схем, все сосредоточивались исключительно на выборах. Считали, что после них и Майдана все в стране начнет работать само по себе. А оказалось, не все так просто — нужно работать на полную силу, засучив рукава. И что выборы автоматически не приводят к решению проблем людей.
Ни одна из этих партий в свое время не создала партийной машины. Партия регионов сформировалась как конкретный политический проект экономических сил. Ставка на регионализм — это был лишь способ достижения цели.
А что является причиной возможной политической недолговечности НУ-НС и БЮТа?
— БЮТ сформировался как своеобразная военная структура с харизматичным лидером. Если с Юлией Тимошенко произойдет какая-то "косметическая катастрофа", то партия развалится. Держится же все на ней.
Но сама Тимошенко не способна справляться со всем сразу. Имея 33 процента голосов избирателей, БЮТ не имеет четкой разветвленной партийной системы. Юлия Владимировна вынуждена сама разговаривать с населением, что-то растолковывать. Это говорит о том, что эта партия — неживая.
А "Наша Украина" сформировалась по принципу политического паразитизма. Существовал образ Ющенко как единственного лидера. Вокруг него все и вертелись с 2000-го по 2008 год. Теперь же внутри партии все почему-то друг на друга обижаются. А в свое время эти люди принципиально не построили нормальной партии. Потому и нынешние непростые расклады внутри НУ-НС неслучайны.
И не помогает даже вливание свежей крови?
— Да, была надежда на молодых: Вячеслава Кириленко, Анатолия Гриценко, симпатичных, проевропейских. Но они не помогли. Несмотря на новые лица сохранился старый механизм. И эти люди быстро "постарели". В НУ-НС молодежь, но ведут себя как старцы.
Тимошенко вынуждена сама разговаривать с населением, что-то растолковывать
Является ли проблемой для БЮТ и Партии регионов внутрипартийный авторитаризм?
— Безусловно. Причем в большей степени это касается БЮТа.
Повлияет ли на это вступление "Батькивщины" в Европейскую народную партию?
— Нет. Тимошенко — сторонник государственной регуляции. А Европейская народная партия — сильная правая организация. Это крепкие энергичные консерваторы. По-видимому, окружение Юлии Владимировны неправильно объяснило ей именно слово "народная". Оно же совсем не означает "социалистическая". Лидеру БЮТа нужно было идти в Социнтерн. Но она выбрала более выгодное направление. Социнтерн сейчас на спаде, Европейская народная партия более перспективна.
И когда же состоятся изменения у украинских политических сил?
— Возможно, уже в ближайшие полтора года. Распад нынешних ведущих партий — это трагедия, драма. Но его не избежать. Новые партии могут иметь похожие названия, новых лидеров и свежие политические проекты.
Какие же ценности они будут защищать?
— Кто-то будет поддерживать НАТО, кто-то — самоуправление. Кто-то будет делать ставку на богатых, а кто-то станет эксплуатировать бедность народа. До сих пор политиками не использовано много идей. Например, религиозная тематика. Запад начал это делать в 1945 году.
Как повлияют прогнозируемые вами процессы на экономику?
— Это не будет влиять на экономику. Она развивается отдельно от политики еще с 2003-го. И появление сегодня в высшей власти того или другого непрофессионала или коррупционера на состояние экономики в целом больше не влияет.
Может ли измениться ситуация с расколом страны на Восток и Запад?
— А Восток и Запад вообще не нужно объединять. У нас сегодня не две Украины, а четыре — это Запад, Восток, Центр и столица. Причем такое деление началось лишь с прошлого года. На это повлияло продвижение Тимошенко на восток. К тому же там уже по-другому начали относиться к Партии регионов. Уже понимают, что она исчерпала себя как их защитник и ничего не сделала в региональном плане.
Но даже с приходом новых партий тенденция раздела страны на четыре части сохранится. Их никогда нельзя будет собрать в единое целое. Но в этом ничего плохого нет. Все части взаимозависимые, связанные единой цепью. Ни одна ни политическими, ни конституционными средствами не может оторваться от другой. Но это не грозит расколом. Это как в семье. Если всего две части — разрыв возможен. Если же есть еще дети, вам уже тяжело разойтись.
Будет ли влиять Россия на будущие процессы в Украине?
— Между Россией и Украиной постоянно будет существовать конкуренция. Сначала Украина гордилась тем, что у нас процесс демократизации проходит быстрее, чем у россиян. Впоследствии, после исчезновения Георгия Гонгадзе, в глазах Запада мы стали выглядеть хуже России. Впрочем, мы все равно всегда будем более демократическими. Россия всегда будет тяготеть к авторитаризму. У нас, в отличие от нее, все публично. Если Россия будет исповедовать жесткий военный авторитаризм, Запад интенсивнее будет помогать Украине.
Комментарии