Верховная Рада приняла постановление о создании Национального военного мемориального кладбища. Его планируют разместить в поселке Быковня под Киевом. На это пойдет 5,6 млн грн.
— Проблема кладбищ актуальна для больших городов. Но не только в этом значение Национального военного кладбища, — говорит доктор исторических наук Станислав Кульчицкий, 74 года. — Речь идет о мемориале, где будут хоронить только ветеранов. Если ты участник боевых действий, то только там твое место. Даже как туристический объект мемориал закрепляет в сознании молодежи национальные ценности, продолжает национальную память.
У нас есть мемориалы, но нет национального кладбища как системы. С другой стороны, понятие "национальный" в последнее время девальвировалось. Сейчас куда не плюнь, попадешь в национальный университет. Так же и система наград — все хотят иметь медальку. Боюсь, произойдет такая же инфляция понятия, если вопрос, кого хоронить на национальном кладбище, очутится в руках чиновника.
Я с большим уважением отношусь к ветеранам. Но надо сказать честно: те, кто был на передовой, погибали намного чаще, чем те, кто был в заградительных отрядах. Так кто остался в ветеранах?
Цинична позиция автора постановления нардепа Вадима Колесниченко, когда он говорит, что на мемориальном кладбище будут хоронить всех воинов-освободителей и защитников родины, кроме ветеранов Украинской повстанческой армии. Последних в столице немного осталось. Нельзя делить ветеранов. Этому стоит поучиться у американцев. На Арлингтонском национальном кладбище в Соединенных Штатах больше 300 тысяч могил. А кое-кто из наших политиков вместо того, чтобы укреплять национальную память, продолжает танцевать на теме раскола.
Для прочной исторической памяти нужна просветительская работа. Вести ее должны ответственные организации. Теперешние " Просвіта " и Институт национальной памяти часто делают не то, что должны. Эти организации ничем себя не проявляют.
Комментарии
3