Нового газового соглашения Украина и Россия достигнут летом. Об этом заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко после первого раунда переговоров с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером.
Переговоры начались 28 апреля. Украинская сторона настаивает на уценке газа. Если этого не удастся достичь путем переговоров на протяжении месяца, спор рассмотрит арбитраж Торговой палаты шведского Стокгольма.
— Подписанные в январе 2009-го газовые контракты несправедливы. Их нужно отменять и устанавливать партнерские взаимоотношения, а не вассальные, как сейчас, — комментирует эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский, 57 лет.
Аргументы для пересмотра цены на газ у Украины есть, только хотелось бы их использовать. Транзит российского газа на запад осуществляется исключительно по нашей территории. Пока начнут работать "Северный" и "Южный" потоки, пройдет много лет. Поэтому первый рычаг влияния на российскую позицию — стоимость транзита.
За последние два года принципиально изменилась ситуация на газовом рынке Европы. Российскому монополисту стало теснее среди конкурентов, которые предлагают сжиженный газ. Поэтому "Газпром" думает, как сохранить Украину в кругу своего влияния. Мы сейчас являемся одним из наибольших покупателей газа в Европе.
Премьер Николай Азаров считает справедливой цену 200 долларов за тысячу кубометров (в настоящее время Украина покупает газ по 264 доллара. — "ГПУ"). Он, может, и не всегда говорит правду, но сейчас эта цифра отвечает реалиям. Думаю, что переговорщики придут к сложному компромиссу на уровне 200–220 долларов за тысячу кубов. Для простых людей новая цена позитивных последствий не будет иметь. Тарифы на бытовой газ и дальше будут поднимать.
За новую цену россияне будут добиваться уступок. Например, в ядерной энергетике, где они и так уже много получили. Россия строит нам абсолютно ненужные два блока на Хмельницкой атомной станции и пожизненно будет поставлять топливо для них. Это неприкрытая технологическая оккупация. Никакой диверсификации и конкурентной борьбы — только монополия россиян.
Флот на Черном море они уже взяли. Но от россиян можно ожидать новых ограничений в политической сфере. Скажем, выставят требование информировать обо всех шагах Киева в сотрудничестве со странами НАТО. У нас еще остались не урегулированные вопросы относительно собственности прежнего Советского Союза за рубежом. Поэтому могут затребовать уступок и в этом.
Вряд ли спор за цену на газ дойдет до Стокгольмского арбитража. Руководство нашего государства не рискнет судиться с "Газпромом", даже если будут иметь для этого достаточно оснований. Позиция "младшего брата" делает невозможными любые выпады в сторону России.
Комментарии