С военной точки зрения база Черноморского флота России безопасна для Украины. За исключением одного момента: в случае использования его плавсредств в политических заострениях, вроде грузинского, наше государство могут рассматривать как сторону конфликта, считает директор военных программ Центра Разумкова 59-летний Николай Сунгуровский.
— Территория размещения базы может стать мишенью для удара, — говорит эксперт. — Нельзя отбрасывать вероятности перенесения так называемого кавказского терроризма на нашу территорию. Большое количество военных объектов, военнослужащих и членов их семей могут стать мишенью нападения. А российская практика немедленного "назначения виноватых" за совершение терактов всем известна.
Оба ли флота в Севастополе боеспособны?
— У нас 26 кораблей. У россиян — около 40, но часть плавсредств списывают на утиль. Если их не обновлять, то через 10 лет россиянам нечего будет выводить. По своему техническому состоянию оба флота способны лишь охранять границы и береговую линию на случай агрессии.
От кого можно ее ждать?
— Откровенных агрессоров в Черноморском бассейне нет. Условно можно говорить о Румынии, которая зарится на шельф. Однако военно-морской потенциал этого государства еще меньше, чем у Украины.
У россиян около 40 кораблей, но часть списывают на утиль
Региональным лидером является Турция. У нее достаточно сильный флот в Средиземном море. Но Анкара не выдвигает никаких претензий к Киеву, поэтому рассматривать ее как агрессора нельзя. В конечном итоге, вести военные действия в бассейне бессмысленно, потому что содержание сероводорода в черноморской воде являются взрывоопасными.
Какие корабли нужны Украине?
— Бассейн Черного моря простреливается с берега ракетными комплексами, поэтому судов большого класса — линкоров и крейссеров — не нужно. Поскольку радиус полета береговой авиации может обеспечить решение большинства задач, ни к чему и палубная авиация, отпадает потребность и в кораблях такого класса. По этим канонам флот и должен был бы развиваться. В настоящий момент пробуют заложить строительство отечественного корвета — именно такой тип корабля подходит для Черного моря.
— Россия держит корабли в непризнанных республиках Абхазии и Южной Осетии по соглашениям с местными правительствами. Эти образования являются протекторатами РФ. Кремль выступает на международной арене от их имени и через размещение военных баз контролирует всю внутреннюю жизнь. Что-то подобное формируется и в Украине, — считает военный эксперт Института Евроатлантичного сотрудничества Владимир Горбач, 40 лет. — Виктору Януковичу "не хватает" тольк одного — чтобы он стал невъездным в европейские страны и США, " нерукодаваемым". Россия сделает все, чтобы это произошло, провоцируя в Украине ситуации с применением силы, нарушением прав человека. Как только Запад перестанет принимать Януковича, мы станем в один ряд с российскими протекторатами.
За базу в Неаполе американцы платят пять миллиардов долларов
Сеть военных объектов ЧФ расположена на всей территории Крыма на 19 тыс. га. База в Севастополе — 2,3 тыс. гектара.
— Главную базу Черноморского флота можно сравнить с передовой военно-морской базой Атлантического флота Соединенных Штатов в итальянском Неаполе. Там тоже служат 14 тысяч военнослужащих, а 60 объектов расположены на 2,3 тысячи гектаров. За все это США платят ежегодно 5 миллиардов долларов, — говорит эксперт военных программ Центра Разумкова Алексей Мельник, 48 лет. — А база в японской Окинаве ежегодно обходится американцам в 19,3 миллиарда долларов. Базы в Италии и Японии США получили как победители во Второй мировой войне. В сущности, это оккупационные войска. Но оккупанты платят странам хорошие деньги.
Аренда базы под Черноморский флот стоит России $100 млн.
Комментарии
3