Украина празднует 1025-ую годовщину Крещения Руси. В Киев приедут президенты Молдовы, Сербии и России, а также русский и грузинский патриархи.
- Идея праздновать 1025-летие Крещения Руси исходила из окружения президента Януковича, - считает политолог и историк Кость Бондаренко, 44 года. - Понятно, дата не настолько круглая. Но это приурочено к году подписания Украиной ассоциации с Евросоюзом. То есть событие имеет символическое измерение. Как князь Владимир крестил Русь и окончательно оформил европейское устремление государства, так и нынешние ее руководители хотят сделать то же. Вместе с тем Янукович пытается использовать этот праздник и для улучшения отношений с Россией. Поскольку ни Кремль, ни тамошняя церковь не могут проигнорировать Крещение Руси.
Почему россияне согласились на такой сценарий?
- Они настаивали, чтобы празднования начинались с России. Но для Украины это было неприемлемо. У нас существуют несколько церквей, которые ведут свое начало от Владимирова крещения. И их паритет вырабатывался годами. Предоставлять явное преимущество одной церкви было нецелесообразно. Поэтому украинская власть настояла, чтобы главным был Киев - город, где крещение и происходило. В то же время, россияне рассматривают эти события как часть собственной истории. И крещение Руси будут использовать скорее для внутреннего потребителя, чем для украинцев. Во-вторых, несколько лет доминирующей в России является концепция "Русского мира". Она насаждается московским патриархом Кириллом. Ее поддерживает и президент Путин. Он часто не находит общего языка с главой РПЦ, но идеологически они работают в тандеме. В канве "Русского мира" крещение Руси занимает главное место. Эту позицию россияне в Киеве представят. Однако они будут чувствовать себя ни в сих ни в тих на этом празднике, потому что украинцы максимально интернационализировали его. Янукович подает крещение в общеевропейском контексте.
Почему тогда президент Путин и патриарх Кирилл приезжают?
- Потому что не приехать не могут. Проигнорировать Крещение Руси в Киеве - нереально. Даже если они осознают, что цель украинцев - совсем иная. Отказ приехать означал бы отказ от киевской части русского исторического мифа. А для Москвы это - катастрофа. Во-вторых, это был бы отказ от дружественной, партнерской Украины. Ведь игнорирование такого масштабного события означало бы "опалу" для Киева и полное исключение его из сферы потенциальных русских интересов. Позволить украинцам праздновать Крещение Руси самим - страшно. Кто знает, что и с кем они там напразднуют.
Лидеры Сербии и Молдовы, которые мало или вообще не связаны с Крещением Руси, приезжают, а представителей ЕС не будет. Так же не будет руководителей православных Греции, Болгарии, Македонии. Почему?
- Политики имеют какую-то свою логику в этих приездах или неприездах. Меня интересует, почему не будет католиков. Ведь во времена Владимирова крещения разделения на католиков и православных не существовало. Это была единая церковь. Да и Вселенский Константинопольский патриарх не приезжает, а должен был бы быть.
Что-то непредсказуемое возможно? Например, аргумент "общей купели" Россия использует, чтобы помешать евроинтеграции Украины?
- Ну, заявят Кирилл или Путин об "общем прошлом" или "бывшем единстве". И что? Вот если президент России скажет: "Берите газ по 50 долларов за тысячу кубометров", - это будет несравнимо более мощный аргумент, чем "общая купель".
Начали вспоминать Аскольдово крещение Руси. Надо ли его праздновать?
- Политики имеют свойство использовать историю на свой вкус. Дату можно изменить под влиянием политической целесообразности. Другое дело, нужно ли это делать. Сейчас будут отмечать 1025-летие Владимирова крещения, а в 2010-ом была 1150-я годовщина крещения Аскольдового. Если праздновать все, то это будет не ради исторической справедливости, а для отмывания средств. Традиция говорит о 988-ом годе. Дети изучают эту дату в школах. Так пусть себе будет.
Но в действительности?
- Конечно, более обоснована дата Аскольдова крещения. Его упоминают 36 исторических источников. Тогда как о крещении Владимира нет ни в одной летописи или хронике, кроме сомнительной "Повести временных лет".
Комментарии
79