Вступление в силу политреформы в условиях отсутствия пропрезидентского большинства в парламенте подтолкнуло окружение президента к упорядочению тех органов власти, которые еще остались в его компетенции. Это президентский Секретариат и Совет национальной безопасности и обороны. Через них Виктор Ющенко сохраняет возможности осуществлять свои полномочия.
Новые кадровые назначения в этих структурах имеют целью укрепить позиции Ющенко как ключевого политического игрока. И в то же время оградить его от парламента и правительства путем усиления президентской вертикали власти и создания мощных альтернативных центров принятия решений.
Перед Секретариатом президента появляются такие ключевые задания. Первое — создать жесткую вертикаль власти в регионах. Второе — максимально эффективно реализовать президентские полномочия в условиях политреформы, особенно в сфере внешней политики и национальной безопасности. И третье — упразднить политическую реформу.
Список новых назначений в Секретариате позволяет сделать вывод: ставку делают на создание "команды звезд".
Назначение Яценюка свидетельствует о приоритетности для президента экономики
Новый председатель Секретариата, Виктор Балога, должен стать настоящим антикризисным менеджером по образцу Медведчука (аналогии уместны, поскольку, как известно, бывших эсдеков не бывает). Хотя сам Балога не любит вспоминать это имя вслух, именно он должен реализовывать жесткую президентскую линию. А для этого обновить тотальный, медведчуко вского типа, контроль президента над всеми государственными процессами. Хватки и умения у Балоги на это хватит. Однако, в отличие от Медведчука, у нового главного администратора президента пока что нет собственной команды профессиональных менеджеров (другие назначенцы таковыми не являются), которым он мог бы передать часть своих полномочий, сохраня общий контроль над процессами. Судя по всему, Виктор Балога займется в первую очередь перетряской всей президентской вертикали и инвентаризацией обрезанных политреформой полномочий Ющенко.
Назначение первым заместителем председателя Секретариата Арсения Яценюка свидетельствует о приоритетности для президента экономики. Ющенко хочет иметь объективную картину ситуации и сохранять возможность эффективного влияния на ее формирование. Но если с анализом Яценюк, благодаря высокому профессионализму, справиться может, то с реализацией президентской экономической политики возможны проблемы — из-за отсутствия серьезного административного опыта.
Относительно Виктора Бондаря создается впечатление: этого нового заместителя председателя Секретариата трудоустроили по принципу "не человек под функцию, а функция под человека". Кураторство над региональной политикой незнакомого с ней человека, да еще и в условиях перехода инициативы на местах к донецким и Тимошенко, дело слишком рискованное.
Внешнеполитическими вопросами будет заниматься еще один заместитель Виктора Балоги — Александр Чалый. У него достаточный опыт дипломатической и административной службы. Поэтому нужно ожидать смещение центра принятия решений в сфере внешней политики в треугольнике "МИД — С НБОУ — Секретариат" именно в сторону последнего. Это связано как с давним конфликтом между Чалым и Борисом Тарасюком, так и с неспособностью министра контролировать ситуацию: это засвидетельствовал визит Януковича в Брюссель. Назначение Чалого во многом является следствием его дружеских отношений с Екатериной Чумаченко, а также с возобновлением влияния президента "Индустриального союза Донбасса" Сергея Таруты. Кроме того, это назначение может означать поворотный момент в отношении Ющенко к олигархам. Похоже на то, что в борьбе с Ахметовым и Коломойским гарант подражает практике позднего Кучмы.
Однако все эти назначения в здании на Банковой гарантий успешного решения поставленных перед новой командой задач не дают. Во-первых, в нынешних условиях президенту нужны были бы высококлассные волевые администраторы, а не нейтральные, хотя и узнаваемые лица. Проще говоря, нужны мышцы, а не мозги. Во-вторых, нельзя превращать Секретариат в биржу труда для людей, которые выпали из "обоймы". Это отразится как на качестве работы "антикризисного" центра, так и на отсутствии командности. И, в-третьих, ввод в команду приближенных к олигархическим группам людей может существенно сузить возможность привлечения новых союзников.
Комментарии