Спецслужбы США прослушивали мобильные телефоны лидеров Франции и Германии. Европейские политики возмущены и требуют от Вашингтона объяснений. Спикер немецкого правительства заявил, что Берлин имеет в своем распоряжении доказательства прослушивания канцлера 59-летней Ангелы Меркель. Белый дом ответил, что Соединенные Штаты не делали этого.
— О прослушивании американцами знали давно, — говорит немецкий политолог Александр Рар, 54 года. — Задолго до того, как в Россию прибыл Эдвард Сноуден (бывший сотрудник американских спецслужб, который раскрыл информацию о секретной системе прослушивания в США. — "ГПУ"). Скандал уже был, поэтому сейчас он быстро затухнет. Интересно, что в Германии это восприняли в целом спокойно.
То есть это никак не повлияет на немецко-американские отношения?
— Никоим образом. Сначала зацепило, но через день-два все перейшло в апатию. Потому что об американском прослушивании знали еще с 1990-х. Правда, особо не говорили об этом из-за дипломатического этикета. Единственное, что может спровоцировать скандал — немецкая оппозиция начнет критиковать ускорение договоренностей относительно трансатлантической зоны свободной торговли между ЕС и США (летом этого года Брюссель и Вашингтон объявили о начале переговоров относительно ЗСТ. — "ГПУ"). Этот грандиозный проект могут заморозить. Но и это не факт. Немцы не пойдут на большой конфликт, чтобы поставить под удар стратегическую дружбу с Америкой.
Для чего американцам прослушивать Меркель?
— По-видимому, американцы так делают относительно всех европейских политиков. Думаю, они пытаются прослушивать и Януковича. США имеют техническое преимущество и на Земле, и в космосе, потому что они его завоевали. Поэтому для них это будничная работа. За океаном считают: все, что служит американской безопасности и интересам, правомерно. Так они это и будут объяснять Меркель.
Америке не придется даже оправдываться?
— Меркель осознает, что ее слушают. Знаю высокопоставленных немецких политиков, которые мне говорили: американцы прослушивают все и всех. И ничего не поделаешь.
Стоит ли ждать острой реакции других стран Европы?
— Нет. Все должны привыкать к тому, что живем в мире глобальних коммуникаций и технических возможностей. Сегодня человек не может быть наедине с собой. Везде есть видеокамеры, можно прослушать любой разговор, все записывается. Остановить прогресс нельзя.
Видите ли вы в этом негатив?
— С точки зрения морали — да. Но людей, которые будут добиваться отмены такого порядка, нет ни в Германии, ни в Украине, ни где-нибудь еще в Европе. А если и есть, то их совсем немного. Молодежь увлеклась новыми технологиями, хочет зарабатывать ими на жизнь, расширяет круг общения. Делают все это даже за счет свободы.
Комментарии
41