Ексклюзивы
вторник, 08 сентября 2015 07:30

Я — националист не потому, что ненавижу, а потому, что люблю

 

На прошлой неделе совпали два события. Кровавое столкновение возле Верховной Рады, главным участником которого стало Всеукраинское объединение "Свобода", и презентация в Союзе писателей книги Виктора Тымченко "Модерний націоналізм". Первое бурлило сотнями голосов, в которых было много гнева и ненависти. Участники второго знакомились с особенностями современного европейского националистического движения и пытались понять, почему украинские патриоты идут именно тем путем, которым идут.

Олег Тягнибок вернулся. После длительного как для действующего политика перерыва. Возвращение вышло не менее впечатляющим, чем приход в большую политику. Имею в виду выступление на горе Яворина 17 июля 2004 года, когда прозвучал призыв брать "автомат на шею" и бороться "с москалями, бороться с жидвой и другой нечистью". Фразы были смонтированы телевизионными умельцами, однако убедить в этом общество политику не удалось. Кроме слышать, люди еще и видели. А видели они преисполненное агрессии лицо, которое не смонтируешь.

Олег Тягнибок на долгие годы стал олицетворением новейшего украинского национализма. Не знаю, многих ли "москалей с другой нечистью" испугал созданный образ, а патриотически настроенных украинцев сомневаться заставил. Да и Европа поспешила вынести Тягнибока и его "Свободу", которую тот вскоре возглавил, за рамки цивилизованного политического процесса. Партия, которая взяла на вооружение в значительной мере спасительную для Украины идею, едва родившись, оказалась на маргинальных задворках.

И вот Олег Ярославович опять на всех телевизионных экранах. В первых рядах тех, кто наступает на охранников Верховной Рады. И опять из уст раздаются слова, которых нужно стыдиться. И опять, и это досаднее всего, — то же лицо. С 2004 года. Преисполненное неконтролированными ненавистью и гневом. Однако нынешние эмоции адресованы не "извечной нечисти", а молодым соотечественникам, которым поручили держать мирный митинг в мирном русле.

Спросите, зачем "свободовцы" пошли на штурм парламента, когда ничего изменить уже было нельзя? То есть после принятия закона о конституционных изменениях. И что бы они делали, если бы прорыв удался? Если бы их лидеру хватило силы вырвать у нацгвардейца щит, а за ним — еще и еще один; если бы Игорю Швайке методом "нанесения тяжелых телесных повреждений" удалось положить целую шеренгу или Ирина Фарион вместе с соратницами сумела бы пробить отверстие в заслоне стражей порядка? Начали бы сгонять палками и битами депутатов на переголосование? Или сразу объявили бы "третью республику" — после ДНР и ЛНР? Боюсь, мы не услышим разумного ответа. Так далеко в своих политических планах Олег Тягнибок заглядывать не привык. Имеется даже грустная традиция. Хотя люди спорят, чего в этой традиции больше — неумения или нежелания предвидеть последствия.

Мне не хочется соглашаться с теми, кто подозревает в действиях Тягнибока умышленную провокационность. Мол, политик с его опытом не мог в конкретных политических условиях 2004 года не предвидеть резонанса от выступления на Яворине, что его слова перекрутят. Предвидеть то, какой вред это нанесет национальному движению. Сложно также, добавляют, было не просчитать соотношения достижений и потерь от ежегодных львовских противостояний 9 мая с ветеранами войны — потерь для имиджа украинского национализма, и еще более ощутимых — для Украины. Больше, чем грубую политическую ошибку, видят противники Тягнибока и в ультимативном требовании в первый же после победы Революции достоинства день отменить взрывоопасный закон №5029-VІ о языковой политике государства, что взорвало подогретый российской пропагандой Крым.

Я далек от подобных подозрений. Когда-то говорили: не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет. Чуть ли не все украинские партии создаются не потому, что в обществе назрела потребность и требует время. Они продуцируются как краткосрочные политические проекты. По большей части — под конкретную личность. Ради удовлетворения амбиций или для того, чтобы размыть электорат противника. Кто-то поставил и на Олега Ярославовича. Не уверен, что это был сторонник националистической идеи, однако речь о другом.

Тягнибок действовал согласно своему пониманию, возглавив украинских националистов. Но беда в том, что возглавил он не одну из безликих однодневок без идеологического рода-племени. На уровне политического проекта была разыграна чувствительная для каждого народа националистическая идея. Разыграна — и сразу же скомпроментована в глазах украинского общества.

Национализм пускает корни, когда базируется не на ненависти к другим. В нашем случае — к москалям или, после российско-украинской войны, к чеченцам с бурятами. Национализм должен колоситься на любви к своему народу, своей нации. То есть я — националист не потому, что ненавижу, а потому, что люблю. Таков модерный национализм, который находит в современной Европе все больше сторонников и в котором видят спасение от гуманитарных угроз, принесенных народам глобализованным миром. И это убедительно доказывают европейские исследования наподобие упомянутой в начале монографии "Модерный национализм". К сожалению, современный украинский национализм начался для нас с другого — из переполненного агрессией Олега Тягнибока.

За годы своего существования ВО "Свобода" не сделала ничего для распространения в обществе здоровых идей, популярность которых в Европе растет на глазах. Все просветительские усилия ВО ограничивались героизацией лидеров освободительных движений предыдущих поколений, деяния которых не имеют среди украинцев однозначной оценки. "Свобода" под проводом Тягнибока положила прожитую в политике жизнь на борьбу за прошлое украинского национализма, а не за его будущее. Поэтому ее авторитета не хватало для преодоления невысокого парламентского барьера. То, что она оказалась в Верховной Раде предыдущего созыва, вряд ли свидетельствует о всплеске ее популярности. Просто народ захотел, чтобы в Верховной Раде появились ребята, способные набить морду "регионалам". Физически набить конкретную морду. В 2014 году потребность в крепких кулаках отпала, и "Свобода" опять оказалась среди аутсайдеров.

Однако Олег Ярославович во всем винит власть. Это даже в привычку вошло. Не попали после второго Майдана в парламент — виновата власть, потому что отобрала (или не накинула?) нужные проценты. Пошли из военкоматов повестки на войну с Московией — поднимается шум: власть хочет истребить активнейших представителей "Свободы". В центре Киева погибли люди и от проводников Всеукраинского объединения потребовали объяснений — а от Тягнибока гремит заявление: "Власть организовала политические преследования против лидеров "Свободы". Такая-вот самооценка. Мол, нет и не может быть для общества ничего более ценного, чем нынешние поводыри националистического движения.

Национализм от Тягнибока, если исходить не из программных документов, а из реальных деяний — это национализм вчерашнего дня. Он направлен в прошлое и живет вчерашним днем.

Сейчас вы читаете новость «Я — националист не потому, что ненавижу, а потому, что люблю». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть