Ексклюзивы
четверг, 26 февраля 2009 18:25

Каждый второй пассажир имеет право на бесплатный проезд

Автор: рисунок: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

На Лохвиччине автобусные рейсы во все села района на несколько недель отменили — перевозчики не хотели возить льготников. В настоящее время движение возобновили. Ситуация с перевозкой льготников по области критическая. Государственной дотации предприятиям хватает только на горючее и зарплату. Большинство работают в убыток. В отдельных районах пенсионеров вынуждают платить за проезд.

— За перевозку льготников дотацию не получили до сих пор, — говорит руководитель предприятия, которое занимается перевозками пассажиров в Лохвицком районе, Лариса Сиса. — А пенсионеры составляют половину пассажиров автобусов, которые ездят в села. Нашему предприятию должны 31 тысячу гривень компенсации.

В Лохвицком райотделе труда и соцобслуживания населения отмечают, что компенсацию выплатили полностью. А рассчитанные перевозчиками расходы не были предусмотрены в бюджете. В нынешнем районном бюджете заложили большую сумму на компенсацию.

АТП — на грани банкротства, — говорит председатель Кобеляцкой райгосадминистрации Олег Решетило. — Депутаты и правительство предоставили льготы миллионам украинцев, а денег, чтобы их обеспечить, нет.

По словам Решетило, проблема заключается также в том, что областная и столичная власть отдали самые прибыльные пассажирские маршруты частным перевозчикам. Для АТП осталось возить людей из сел в райцентры.

— В Кобеляцком районе таких маршрутов около десятка. Прибыль от них символическая, — качает головой чиновник. — Из-за этого автопарк не может обновить техническую базу, платить налоги, рассчитаться с работниками.

На Миргородщине водители требуют у пенсионеров оплачивать проезд.

— Вчера пришел ко мне дедушка из Комышни, — рассказывает директор Миргородской автостанции 57-летний Александр Коротун. — Говорит, с него шофер взял деньги. А по закону, должен был везти бесплатно.

Чтобы выехать из Миргорода бесплатно, льготники берут "нулевые" билеты на автостанции.

— В прошлом году перевезли 1339 пенсионеров, — говорит Коротун. — Ни одной копейки не компенсировали.

В будний день к райцентру добираемся на попутках

Пенсионеры из Петровцев рассказывают, раньше ездили бесплатно. Теперь шоферы требуют оплату.

— С января люди преимущественно ездят за деньги. Пассажиров стало меньше, солярка не отбивается. Сейчас думаем, чтобы вместо двух ходок сделать одну, — рассказывает водитель маршрутного автобуса Миргород–Шарковщина Михаил Мирошниченко, 49 лет.

На Миргородщине отдельным перевозчикам государство задолжало за 2008 год до 30 тыс. грн. дотации.

На Семеновщине на пригородных маршрутах работают два частных перевозчика — Руслан Заславский и Иван Матвиенко. Местное АТП в 2006-ом прекратило существование, потому что не получало компенсацию за перевозку льготников.

— В основном возим льготников, — говорит Матвиенко. — Нам хоть и не очень выгодно их возить, но все же не отказываемся. Пока плату не берем.

Ольга Чебенко из Очеретоватого ездит в райцентр с соседями на машине:

— В основном на рынок. Складываемся на бензин, за перевоз что-то даем и едем. В будний день к райцентру добираемся на попутках.

В прошлом году для перевозки льготников Кременчуг получил 8 млн. грн государственной субвенции. С перевозчиками рассчитались полностью. К льготным категориям принадлежат 65 тыс. кременчужан. Это каждый второй, не считая детей.

— В этом году не поступило ни одной копейки, но льготников возим. Приходят перевозчики, жалуются. Им сейчас сложно — запчасти дорожают, газ и дизтопливо также, — замечает заведующий отделом транспорта и энергетики Кременчугского горисполкома Владимир Кургаев. — Субвенцию получат только три предприятия — троллейбусное, автотранспортное номер 15307 и общество МИС. Другие возят льготников за свои средства.

В Гадяче в прошлом году продали льготных билетов больше чем на 50 тыс. грн. Возят людей бесплатно два раза в неделю.

— У меня сегодня льготний день, — говорит водитель автобуса, который едет на Малые Будища. — Недавно считали: за два рейса перевез 200 пассажиров, а в кассе немного больше сотни гривен при цене билета гривня. Вот и получается, что заправиться не можем за вырученные наличные.

В местном автопарке говорят, не выплачена зарплата работников за декабрь. Долг за горючее — 60 тыс. грн. Автобусное предприятие получает из госбюджета по 50 тыс. грн в месяц. За 2008-й выплатили дотацию в полном объеме. На этот год средств не перечислили.

— У нас 15 маршрутов убыточных, прибыльные только пять, — отмечает директор Гадяцкого автопарка Григорий Куць. — В кредит купили четыре автобуса. Теперь платить нечем. В районе 21 тысяча льготников. Из тех денег, которые дают, даже в одну сторону до города не доехать. Вот бы взять да и оставить только прибыльные маршруты. У нас такое право есть. Но людей жалко.

Больше 9 тыс. жителей Великобогачанского района имеют право ездить в транспорте по льготам. Ежемесячно каждому выдают по 8 талонов на бесплатный проезд.

— Это дает возможность два раза в неделю из любого села съездить в райцентр и вернуться назад, — говорит заместитель начальника районного управления труда и соцзащиты населения Олег Разгуляев, 48 лет.

— Часто приходится ездить в райцентр в больницу, — говорит 70-летний пенсионер из села Остапье Василий Даниленко. — Расстояние в одну сторону составляет 40 километров. Билет стоит 10 гривен. Мне же — бесплатно.


 

Возить бесплатно заставить не могут

 

— Государство не рассчитывается за перевозку льготников. Возникают конфликтные ситуации, — говорит губернатор Полтавщины Валерий Асадчев, 55 лет. — Не развивается сама отрасль. Из-за нехватки средств она убыточная.

Много автотранспортных предприятий останавливаются, их работникам не выплачивают зарплату.

— Проблему можно решить только через мониторизацию этой льготы, — замечает Асадчев. — Мы такой вариант давно предлагали на уровне государства. Нужно дать людям реальные деньги, чтобы они использовали их. В настоящее время есть выплатные центры, перечень нуждающихся в подобной помощи. Человек сам будет решать, ехать ему или нет. Мы не можем перевозчиков вынудить возить людей бесплатно, потому что сама система перевозки льготников за деньги госбюджета неправильная. Ситуацию следует изменять, но до сих пор ничего не делают. Все зависит от решения правительства.

Сейчас вы читаете новость «Каждый второй пассажир имеет право на бесплатный проезд». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть