Негосударственные пенсионные фонды прекрасно работают в мире, но не в Украине
Украинцы обделены инвестиционными возможностями
Если хотя бы малая толика тех обещаний, что были розданы в ходе короткой, но весьма интенсивной избирательной кампании, всеми без исключения кандидатами будут выполнены, то нет сомнений, что жизнь заиграет новыми красками. В первую очередь, у "молодых, длинноногих и политически грамотных", так полюбившихся украинскому избирателю и заполонивших парламент. Но хотелось бы порадоваться и за тех, чей возраст уже перевалил за 45−50, и после этого вдруг они стали никому не нужны, - пишет Иван Компан для NV.ua.
Думаете, сгущаю краски? Не верите, зайдите в крупный офисный центр во время обеденного перерыва и оглянитесь по сторонам. Повсюду веселая, бодрая, розовощекая молодежь, карабкающаяся к вершине пищевой цепочки. Но куда же деваются эти широкоплечие юноши и длинноногие девушки, превратившись в крепких пятидесятилетних "стариков и старух". Почему их не видно в фойе, сверкающих стеклом и металлом современных офисных небоскребов? Да потому, что они либо взобрались высоко наверх к начальственным кабинетам, где их не видно простому люду, либо согнулись и прижались к земле, натирая до блеска пол или охраняя двери в офисный рай, заполненный молодежью. Как писал Фазиль Искандер: "К пятидесяти годам некоторые честные люди начинают нервничать. Хочется взбодрить их криком: "Держитесь, братцы, уже не так много осталось!".
Они либо взобрались высоко наверх к начальственным кабинетам, где их не видно простому люду, либо согнулись и прижались к земле, натирая до блеска пол или охраняя двери в офисный рай, заполненный молодежью
На самом деле, учитывая растущую продолжительность жизни и тягу к ЗОЖ, остаться может весьма прилично, лет тридцать-сорок. И прожить их хочется с приятностью, в том числе, без нужды в деньгах. Как же добиться финансовой стабильности к тому счастливому моменту, когда жизнь выбросит вас на обочину?
Наследство, клад и выигрыш в азартные игры предлагаю не рассматривать. Вряд ли стоит на такое рассчитывать, планируя свою жизнь. Что остается? Лишь инвестиции, которые нужно практиковать с молодости, как делал Уоррен Баффетт, начав вкладывать в рынок акций с одиннадцати лет.
Естественно, возникает вопрос: "Куда инвестировать?". Взгляните на структуру финансовых активов среднего американца: акции (34%), пенсионные фонды (29%); деньги и депозиты (13%); фонды взаимного инвестирования (12%); страхование жизни (6%) и прочие ценные бумаги (6%).
К сожалению, в сравнении с американцем, украинский гражданин весьма обделен инвестиционными возможностями, хотя два года назад и получил право открыть счет за границей и инвестировать в глобальные рынки капитала. Как ни странно, но финансовая вольница не вызвала ажиотажа у сограждан, даже законопослушных, с честными или хорошо отмытыми деньгами. Главная причина: незнание! Очень часто, даже достигшие успеха топ-менеджеры и собственники крупных компаний имеют весьма слабое представление о тех возможностях, что предлагают им рынки капитала. Что уж тогда об обычных людях говорить.
Структура активов среднестатистического украинца выглядит убого: недвижимость, преющие в ячейке купюры, депозиты в банках и в последнее время ОВГЗ
Как следствие, структура активов среднестатистического украинца, инвестирующего в своё материальное будущее, выглядит убого: недвижимость, преющие в ячейке купюры, депозиты в банках и в последнее время ОВГЗ, заполнившие умы склонных к риску украинцев. Более того, нужно признать, что все перечисленные активы вряд ли можно со спокойной душой назвать источниками "пассивного дохода". Во-первых, слово "доход" не ко всем из них применимо. Во-вторых, согласитесь, что "пассивность" при сдаче квартир в аренду, перекладывании пачек долларов из одного укромного места в другое или выбивании денег из разорившихся банков может запросто привести к отрицательной доходности ваших инвестиций.
Можем ли мы скопировать американскую модель? Теоретически — да, практически — сложно и займет время.
Не сомневаюсь, что количество украинцев, инвестирующих в акции, конечно же, иностранные, ибо своих нет, будет расти. Постепенно. Для этого нужно время и немного знаний. Гляньте на соседнюю Польшу. Ещё совсем недавно поляки, как и мы, обожали наличность, а теперь более 20% личных активов инвестировано в акции.
Ещё совсем недавно поляки, как и мы, обожали наличность, а теперь более 20% личных активов инвестировано в акции
Ещё 15% в активах польских граждан составляет суммарная доля инвестиционных и частных пенсионных фондов. Есть такие и в Украине. Вот, в последнее время мы всё больше слышим разговоров об НПФ — Негосударственных пенсионных фондах. Отличный инструмент, прекрасно работающий во всём мире, но, не уверен, что в Украине. Как минимум, сейчас.
Как правило, в Украине тема НПФ и фондов взаимного инвестирования оживает, когда на рынке появляется какой-то класс финансовых активов, позволяющий быстро заработать. Так было в 2006—2007, когда тогда ещё существовавший рынок акций рос, как на дрожжах, увеличивая стоимость инвестфондов. Так происходит сейчас, когда появились ОВГЗ, позволяющие пенсионным фондам демонстрировать привлекательную доходность. Взгляните, что составляет структуру украинского НПФ: более 50% - государственный долг (ОВГЗ), 35% - депозиты; 10% - корпоративные облигации украинских эмитентов и 5% - всякая разная мелочь. Структура отличная, но с одним важным условием, что "рынок растет". На падающем рынке при характерной для украинских финансовых рынков низкой ликвидности эта фантастически доходная и летящая вперед карета моментально превращается в тыкву.
Когда рынок падает, всё, что вам остается делать — это, смотреть, терпеть и горевать
Вот, чем хорош американский рынок? Ликвидностью! Что бы ни происходило, владельцы ценных бумаг всегда имеют возможность распродать свои портфели. Пусть и с огромным дисконтом — 10%-20%-30%, но продать-то можно. В Украине, на падающем рынке, это представляется невиданной роскошью. Когда рынок падает, всё, что вам остается делать — это, смотреть, терпеть и горевать. Как терпели и горевали инвесторы украинских паевых фондов в 2008, когда акции, находившиеся в их портфелях, катастрофически обесценились безо всякой возможности от них избавиться, хоть и за полцены. Акции подешевели, фонды обанкротились, инвесторы обеднели. То же будет и с нашими НПФ, стоит крупным инвесторам начать выход из ОВГЗ.
Что же делать? Почему бы не разрешить украинским фондам инвестировать в западные рынки, которые более ликвидны и предоставляют намного больше возможностей, чем наш. Конечно, кто-то составит личный пенсионный план самостоятельно, купив американские акции или ETF. В конце концов, разобраться в механике базовых инструментов Уолл-Стрит не так уж сложно. Но многие, уверен, захотят, чтобы о пенсии позаботились профессиональные управляющие, как это делается во всём мире. А, согласитесь, что с хорошим инвестиционным портфелем всё же намного легче "продержаться" c пятидесяти и до… Ну, чем дольше, тем лучше!
Перепечатывается с разрешения автора
Комментарии