Доживем до того, что грабежи, изнасилования и убийства станут нормой

Если другие нарушают, почему мне нельзя?

"Теорию разбитых окон" описали в 1982 году два американских социолога – Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. За типичный пример взяли гипотезу, что "если в здании разбито одно окно и никто его не ремонтирует, то через некоторое время в здании не останется ни одного целого окна". Её авторы утверждают, что попустительство общества к мелким правонарушениям непосредственно провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьёзных проступков. Другими словами,"если другие нарушают, то почему мне нельзя?". И со временем человек перестаёт считать правила и законы обязательными для выполнения. В итоге его условная планка "допустимого" настолько снижается, что нормой становятся уже серьёзные проступки и даже преступления. Преступность – неизбежный результат отсутствия порядка.

Если в здании разбито одно окно и никто его не ремонтирует, то через некоторое время в здании не останется ни одного целого окна

Простой пример: бросьте окурок или другой мелкий мусор не в урну, а, скажем, в клумбу на оживлённой улице. И пройдите мимо неё через пару дней. Вы удивитесь тому, сколько людей вам уподобится. Со временем там появится и более габаритный мусор.

В дорожных реалиях примером для обоснования такой теории можно считать наших водителей и стиль их вождения. Если раньше водители считали, что из-за каждого угла/куста мог выскочить сотрудник ГАИ, то сейчас, с появлением патрульной полиции (у которой нет возможности следить за безопасностью дорожного движения), эти же водители утратили тот сдерживающий фактор, который ранее предостерегал их от нарушений. Нормой тогда было, скажем, не пристёгиваться и нарушать ограничение скорости менее, чем на 20 км/ч. Сейчас ею стало движение по тротуарам и обочинам в объезд пробок, движение по полосам общественного транспорта, пересечение двойной сплошной линии разметки и даже езда по полосе встречного движения. Об использовании ремней безопасности и соблюдении скоростного режима я уже не говорю. И количество нарушителей регулярно растёт. А такого количества пьяных водителей я не припомню вовсе.

Разумеется, проблема безопасности дорожного движения комплексная, и контроль со стороны государства – лишь один из факторов, прямо влияющих на ситуацию. Однако, именно ощущение контролируемости ситуации, в первую очередь, способно сдержать человека от правонарушения. Именно на этом нужно сконцентрироваться в первую очередь. Государство должно обеспечить надзор за соблюдением правил общественного порядка и ПДД. Неустанно штрафовать нарушителей даже за, казалось бы, "лёгкие" проступки.

Государство должно обеспечить надзор за соблюдением правил. Неустанно штрафовать нарушителей даже за, казалось бы, "лёгкие" проступки

Перепрыгивание турникетов в метро, безбилетный проезд в транспорте, переход пешеходом улицы на запрещающий сигнал светофора или в не предназначенных для этого местах, незаконная уличная торговля, хулиганские граффити и реклама наркотиков на зданиях, неиспользование ремней безопасности, превышение ограничения скорости более, чем на 10 км/ч, парковка с нарушением требований ПДД - одни из самых популярных нарушений. Всё это из-за того, что никто не чувствует контроля со стороны общества и государства. И помочь национальной полиции с этим должна муниципальная. Также, нам нужна безукоризненно работающая законная автоматическая фиксация нарушений ПДД. И чтобы она работала не только в отношении нарушений скоростного режима, а и для нарушений правил парковки, стоянки и проезда перекрёстков.

Со временем, я убеждён, ситуация в корне изменится в лучшую сторону, именно за счёт сдерживающего фактора в лице государства и его правоохранительной системы. А пока на каждом углу с асфальта торгуют мясом, на каждом доме нарисована реклама наркотиков, псевдо-легальные игровые залы стоят уже просто рядом друг с другом, автомобили припаркованы на газонах и тротуарах, окурки и мусор лежат под ногами, и никто ничего с этим не делает, а правоохранители откровенно "крышуют" – мы доживём до того, что нормой станут грабежи, изнасилования и убийства. И тогда вернуться назад будет гораздо сложнее.

Алексей Задорожный, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі