Жилье Маргарет Ньямбура в столице Кении городе Найробе сделано из глины, картонных коробок и нескольких листов железа. В нем нет ни одного окна. Эта лачуга настолько шаткая, что несколько сильных ударов ногой могут сравнять ее с землей. Внутри есть место только для одной узкой кровати. Потому дети и женщины вынуждены спать под ней.
Семья Ньямбура живет в районе города, который называется Кибера, — в переводе "джунгли". Там живет почти миллион кенийцев. Их избушки настолько маленькие и стоят так тесно, что даже нет места для туалетов. Потому большинство людей в этом районе пользуются так называемыми " ле тающ ими туалетами". Они испражняются в пластиковые пакеты и выбрасывают их подальше от своего жилья.
— Ты себе отдыхаешь дома и вдруг слышишь удар о кровлю, — рассказывает 27-летняя Марта Нджоки. — Это кто-то выбросил пакет своих экскрементов.
Жители Киберы уже научены: на протяжении дня пытаются мало есть. Потребность сходить в туалет у них возникает редко. Маргарет Ньямбура утром пьет крепкий чай, а ужинает горстью кукурузной каши. Собственно, даже если она голодна, то больше не съест. Женщина зарабатывает, собирая бутылки на мусорнике. Денег на еду ей не хватает.
Туалеты начинают летать с наступлением темноты. Выходить на улицу после заката солнца не стоит. А утром нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на пластиковый мешок, потому что в нем может быть "бомба".
Когда идут дожди, содержание разорванных пакетов, лежащих на крышах, стекает в резервуары с водой. Ядовитые ручьи текут по узким улицам между лачугами. Маленькие дети в них часто играются.
На территории Киберы работают несколько десятков платных общественных туалетов. Их ставят благотворительные организации. Иногда из нескольких досок и листов железа их строит сама Кения. На протяжении дня опорожняться приходит 50–100 человек. Заплатить 3 американских цента (15 коп.) за визит может не каждый. Некоторые семьи позволяют себе такую роскошь на выходных. В субботу и воскресенье общественные туалеты обычно посещают вдвое больше людей.
Земля в районе Кибера имеет неопределенный статус. Несколько десятилетий она была одновременно в собственности государства и в руках частных лиц. Сейчас до сих пор непонятно точно, какой кусок кому принадлежит. Потому никто и не беспокоится о водоснабжении, канализации, не проводят электричество.
Иногда, чтобы построить свое жилье, новые жители Киберы идут за разрешением в столичную администрацию. Другие же об этом даже не думают — самовольно сооружают глиняные лачуги.
Комментарии