— Я просыпалась, шла в теплицу, возвращалась, ложилась спать. Спала в одежде, не меняла носки, трусики — не было особого желания. Даже не мылась, потому что какая разница, — так 25-летняя студентка со Львова Христина рассказывает о своих заработках в Польше.
Там девушка попала в домовое рабство.
— На складе стоял мешок с сухим кормом для собак. Когда никто не видел, я прятала горсть или две в карман. Он даже неплохой на вкус.
В Польшу Христина поехала летом 2004-го, пишет польская "Газета выборча". Имена в публикации вымышленные. Настоящие пока что называть запрещено.
Друзья рассказывали девушке, что роботу на каникулы очень легко найти у садовников. Сама она ехала на подработку уже не первый раз — каждое лето зарабатывала, чтобы оплатить учебу.
Супруги Ян и Мария Ковальские из окрестностей Варшавы согласились взять студентку на работу. Хотя знали, что это незаконно. Договорились о 650 злотых в месяц (1100 грн.), жилье и трехкратном питании.
Сначала все шло хорошо, но потом начало изменяться.
— Завтрак продолжался 40 минут, а потом все меньше и меньше, — вспоминает Христина. — Когда у пани Марии не было времени, я оставалась голодная.
Потом стали исчезать ужины. Перекусить девушке удавалось только у родственников Ковальских, где она тоже должна была работать.
Жила Христина в помещении рядом с гаражом. Двери там не закрывались. Поэтому Мария предложила девушке хранить у себя ее паспорт. Та согласилась. Еще через некоторое время девушке перестали платить.
— Самое большее, что удавалось получить — 10 злотых. С двадцатью уже были проблемы. "У меня нет мелких, может, завтра. А зачем тебе?" — повторяла хозяйка.
Работы же с каждым днем ставало всё больше. Христина делала все. Спать ложилась не раньше 11-ти вечера.
Когда прошло лето и действие визы закончилось, девушка собралась домой. Однако Ковальская не хотела ее отпускать. Уговаривала остаться. Говорила, что проблем с законом не будет. Однако Христина не соглашалась.
— Делай, как хочешь. Можешь хоть сейчас паковаться. Но не получишь ни своего паспорта, ни денег, — заявила Ковальская.
Христина осталась. На улицу выходила редко, потому что боялась полиции. Иногда бегала по сигареты. В декабре она случайно встретила своего бывшего парня Яцека. Тот убедил ее возвращаться домой.
Девушке удалось найти в доме свой паспорт. Без денег, но с документом она сбежала. На границе польский служащий спросил, почему так долго была в стране. Девушка не выдержала, расплакалась и все рассказала. Умоляла не арестовывать.
С таможни украинку отвезли в офис организации "Ла Страда", которая помогает женщинам. Впоследствии Христина все-таки осмелилась подать на бывших хозяев в суд.
Супруги Ковальские все отрицают.
— Какая ложь, — говорит Мария. — Она была у нас только три ночи. Хотела остаться дольше, но нам не нужна была помощь. Я иногда по доброте душевной возьму какую-то украинку на работу на день или два. Еще покормлю. И всегда хорошие работницы нам попадались. А эта была какая-то другая, наивная.
Юристы организации "Ла Страда" верят Христине. Там убеждены, что у девушки нет причин обманывать.
— Если в такие истории попадают поляки за рубежом, то нет ничего странного в том, что с украинцами происходит то же в Польше, — говорит работница организации Ирэна Ольчик-Давид.
Сейчас Христина находится в Польше. Ей продлили визу на время рассмотрения дела. С Яцеком они планируют пожениться.
Комментарии