Выставили на продажу бывшее барское имение в селе Ворошиловка Тивровского района. За него просят 990 тыс. грн. Владельцы готовы торговаться.
До Ворошиловки добираюсь автобусом полчаса. Туда он ездит каждые 40 мин. С риэлтором встречаемся на автобусной остановке. К памятнику архитектуры идем 7 мин. Он в центре села. На стенах облупилась старая побелка.
- Этот дом занесли в реестр памятников архитектуры до 1917 года. Если бы он не имел статуса памятника, был бы намного дешевле. Это приблизительная оценка. Ее составляли вместе с хозяевами, хотя они не против торговаться, - объясняет риэлтор 26-летняя Татьяна Бурлак. - Кто приезжает смотреть, сразу говорим: достроить можно, но разрушать фасад нет. Площадь дома - 58 квадратных метров. Он приватизирован.
В доме живет многодетная семья. Жилье купили шесть лет тому назад у правнука пана.
- Все говорил нам: "Дети, что с вас взять?" И продал свой дом за 7 тысяч гривен. А поначалу его и за 1,5 тысячи никто не хотел брать. Здесь ни света, ни газа, ни воды не было. Усадьба стояла загроможденной, еле довели до ума, - говорит хозяин.
- Первый раз взяли у мужика ключи, пошли смотреть на дом со своей собакой. Пес побежал к дверям и стал по них лапами драть. Говорю мужчине, наверное, это наш дом, - говорит хозяйка. - Как стали жить, начало являться привидение мальчика. Белый и во всем белом, как ангел. Сидит на корточках под стеной и молчит. Аж мурашки по коже бегали. Когда родила младшую дочь, перестал мне показываться. Странно, потому что в этой хате никто не умирал, хозяев выслали в Сибирь.
Хозяева показывают дом изнутри. Там три комнаты и кухня. Недавно достроили ванну и туалет, сами провели канализацию. В двух комнатах сделали евроремонт. В одной есть камин. Всюду деревянный пол. Владелец говорит, над потолком сохранилась старинная лепка.
- Вся архитектура осталась, мы ее гипсокартоном только закрыли. Ничего не оббивали. Когда проводили газ, печку оставили. Сожжем две охапки дров из акации или граба - и в хате Ташкент. У нас здесь леса много есть, - смеется мужчина. - Этот дом вообще теплый. Здесь стены метр толщиной. А когда копали канализацию, находили золотые монеты. Видели подземный ход куда-то. Говорят, ведет к Тиврову.
Снаружи дом не облагорожен. Соседи советуют его побелить, чтобы имел приличный вид.
- А зачем? Если его наоборот надо смывать, это когда-то заляпали лепнину и архитектуру известью. Теперь наоборот модно, чтобы извести на доме не было, - говорит владелец. - Главное, здесь хорошее село. Сюда из города переезжают жить. Голова Тивровской райгосадминистрации здесь построился. За селом племянник Азарова дачу возвел.
Показывает на достройку над крышей. Там выросли несколько деревьев.
- Ту достройку используем в мирных целях. Вон нацепили рекламу нашего товарища. Он депутат-мажоритарник, идет в Верховную Раду.
- Памятников архитектуры сейчас покупать никто не хочет, - рассказывает 31-летняя Наталия Кристенчук из винницкого агентства недвижимости. - Потому что только за статус памятника надо доплатить 20 процентов от стоимости дома. Удешевить не удастся. Снять статус памятника архитектуры можно при условии, если помещение разрушится и не будет подлежать реставрации. Часто покупателей останавливают их же дети. Уговаривают не покупать старые дома, боятся, что там есть привидения
60
барских имений с хозяйственными зданиями расположены в области. Это памятники архитектуры. Есть в каждом районе Винницкой области. Часть из них в аварийном состоянии. Деньги на ремонт должны были выделять из государственного бюджета, но средств пока нет. Только 15 млн грн дали на тульчинский дворец Потоцкого. В барских домах обустроили сельсоветы, школы, интернаты, дома культуры. Семь барских имений со статусом памятник архитектуры оборудовали под жилье.
Комментарии