Начальную школу в селе Каменка Литинского района выставляют на аукцион. В ней остался один ученик — 8-летний Николай Зеленица. На следующих три года детей младшего школьного возраста в селе не будет. Финансировать заведение ради одного ребенка районное управление образования отказалось.
В Каменке 115 жителей, преимущественно пенсионеры. В селе работают четверо людей: продавщица в магазине, санитарка в медпункте, социальный работник и почтальон. Другие живут с подсобных хозяйств и денег от сданного молока. Кое-кто подрабатывает у дачников, которые приезжают в село летом. 10 школьников ездят в школу в соседнее село Городище.
Утром 19 февраля еду автобусом в село Осолинка этого же района. Сельский председатель Раиса Драч, 52 года, встречает на остановке. В Каменку автобус не ходит, поэтому едем в автомобиле. В начале села останавливаемся. Дальше — крутой спуск и подъем, село расположено в яме. Навстречу санями, запряженными парой коней, выезжает местный Иван Глодный. Называет себя "местной скорой помощью".
— Ко мне здесь все обращаются. Кому-то что-то привезти — я. Вывезти на автобус — тоже я. Вот только что продавщицу с продуктами в магазин отвез. Машина же в село не едет.
Школа на противоположном бугорке. К ней ведет сосновая аллея, засыпанная снегом. Останавливаемся на заднем дворе у колодца. Справа одноэтажное длинное здание. На двери старая красная табличка с надписью "Библиотека". На крыше лежит сломанная ветром ива. Школа построена по проекту известного архитектора Григория Артынова сто лет назад. Каменный фасад окрашен в зеленый цвет. В холле на первом этаже стоят скамьи. Здесь проходят сборы села и голосование на выборах. По обе стороны прохода — белые грубки. Такие в каждой из 18 классных комнат. Пока учились дети, в школе на четверть ставки работал печник. Разжигал грубки к приходу учеников.
— Ко мне уже обратились трое желающих взять это помещение в аренду, — рассказывает Раиса Николаевна. — Двое винницких предпринимателей и один из Литина. Из Винницы группа предпринимателей хотят устроить здесь базу отдыха для своих работников. Место для этого здесь идеальное: около школы есть сад, недалеко река, там водится рыба. Нужны миллионы, чтобы отремонтировать помещение. В первую очередь здесь нужно менять крышу и окна. Они очень хилые, толкни — и выпадут. Балансовая стоимость здания — около 400 тысяч гривен. Но экспертная оценка будет меньше.
Резной лестницей 1905 года поднимаемся на второй этаж. В классе по народоведению разбросаны остатки экспонатов: поломанная прялка, деревянная кровать, ступы, корыта, бодни. Парты из всех классов снесли в один на первом этаже.
— За 10 лет, что председательствую, я обращалась и в Министерство образования, и в областное управление, и в районное, — продолжает Раиса Николаевна. — Приезжали руководители этих управлений, смотрели. Мы хотели сделать что-то вроде детского дома или школы-интерната. Но все нуждается в средствах. Сказали, у нас в области достаточно школ интернатного типа и детских домов, и вкладывать средства в еще одно помещение нерационально, и их нет. Приезжало руководство одно из винницких училищ. Они могли бы сделать здесь базу для практики своих учеников. Ведь здесь есть земля. Но главная причина отказов — подъезд к школе. Он неудобен и все тормозит.
Дом 37-летнего Ивана Зеленицы неподалеку от школы. Кроме 8-летнего Николая воспитывает еще двух школьников — 13-летнюю Светлану и Юлию, 11 лет. Спрашиваю мальчика об учебе в Городище.
— Не хочет он утром вставать. Каждое утро плачет: не хочу в школу, сама иди. Сидит на кровати, глаза еще закрыты, а сам надевает носки, — отвечает вместо него мать 30-летняя Наталия. — Я говорила нашей учительнице: буду платить вам, только учите его дома. А она: а кто его тогда возьмет? Где документы, что он четыре класса закончил? Должен ходить вместе с другими. Встают в пол седьмого утра. Идут на начало села, туда за ними приезжает школьный автобус. Привозит тоже до села. А дальше они пешком домой.
Комментарии