"Нет торговли вообще, — говорит продавщица Анна. Фамилию называть отказывается. Женщина торгует яйцами на рынке Железнодорожный в Виннице. — Я работаю здесь третий месяц, так только при мне три киоска закрылись".
Рынок открыли в июле прошлого года. Он размещен на территории бывшего завода тракторных агрегатов. Рассчитан на 600 торговых мест, есть два павильона — продуктовый и промтоварный, а также торговая площадка между ними.
На него и соседний рынок Ма-Ки, оборудованый на бывшем электротехническом заводе, перешли предприниматели со стихийных рынков, расположенных на ул. Папанина, Короленко и Шмидта. В строительство Железнодорожного вложили около 4,5 млн грн.
— Все восемь месяцев торгуем в минус, — говорит продавщица бакалеи Валентина Прус, 50 лет. Рядом с ее точкой закрыты шесть киосков. — Даже на Новый год не было плюса, мы просто вышли в ноль. Хозяйка дала мне зарплату и заплатила за аренду. За все время не было даже 10 гривен в плюс.
Рынок работает с восьми утра. В 11.00 в продуктовом павильоне только продавцы: раскладывают товар, делают переучет, разговаривают. Между полупустыми рядами ходят около десяти человек.
— Люди заходят редко, — продолжает Валентина Прус. — Более-менее нормальные дни пятница и суббота, потому что едут электричками в села, так забегают. Вторник плохой день, нет совсем никого. Люди и не знают, что здесь рынок. На вывеску не смотрят, а кто будет искать? Было бы хорошо, если бы сюда пришли торговать из села: молоком, сыром, картошкой. Для них и места обещают бесплатные. За свежими продуктами люди приходили бы, и у нас бы торговля пошла.
Бабушок с овощами, молоком готовы принять бесплатно
Среди продавцов ходят слухи, что вскоре должны закрыть продуктовый рынок Привокзальный через дорогу. Надеются, что оттуда предприниматели перейдут на Железнодорожный.
— Говорили, его должны были закрыть до марта, — говорит 18-летняя Наталья Ридкоус. — Но что-то с двига никакого не видно.
— Да не закроют, — говорит патрульный на рынке Привокзальном, не представляется. — Это частный рынок, у людей заключены договоры на аренду. На Железнодорожный или в Ма-Ки можно идти по желанию, но отсюда никто сам не пойдет.
Рынок Ма-Ки открыли в апреле 2009-го. На нем пустует треть площади, но покупателей больше, чем на Железнодорожном, особенно в продуктовом отделе. Аренда большого контейнера здесь стоит 1500 грн, маленького — 550.
— У нас каждый день открывается по несколько киосков, — рассказывает продавщица колбасных изделий. — Сейчас холодно, так людей немного, когда потеплеет, будет заходить больше.
Директор рынка Железнодорожный 50-летний Александр Мочульский говорит, что предпринимателей отпугнули высокой арендной платой:
— Мы тогда просили 1200 гривен в месяц за аренду одного пластикового киоска. Думали, что для предпринимателей это посильная сумма. Считали размещение рынка выгодным, но ошиблись. В настоящий момент опустили цену до 500 гривен, а бабушок из села с овощами, молоком и зеленью вообще готовы принять бесплатно. В марте планируем открыть первый этаж торгового центра: там будет продуктовый супермаркет, магазин электроники, бутики с одеждой, аксессуарами. Это привлечет больше людей. А сам рынок должны переориентировать в рыбный, с большим ассортиментом мороженой и свежей рыбы.
Комментарии