24 апреля путешественник и журналист 62-летний Николай Хриенко сел в поезд Киев — Москва. Ехал в российскую столицу, чтобы написать о траурном митинге возле Чернобыльского мемориала на Митинском кладбище. В 21.00 на станции Суземка его высадили из поезда и депортировали в Украину.
— После пограничного контроля в поезд зашли трое людей в форме, — рассказывает Николай Хриенко. — Один из них держал перед собой папку толщиной в три пальца, со списками людей, которым запрещен въезд в Россию. Развернул на букве "х". Назвал мое имя, номер паспорта. Меня высадили с поезда и провели в кабинет на вокзале. Я показал другому пограничнику фотографии, которые вез родителям погибших чернобыльцев. Он все пересмотрел и говорит: "У меня к вам нет никаких претензий. Но над нами есть начальство, и я ничем не могу помочь".
После допроса Николая Хриенко посадили на поезд Москва — Жмеринка.
— В Конотопе зашли украинские пограничники. Сразу же ко мне: "Мы проверим вас на наличие наркотиков". Говорю: "Наркотики у меня есть — 3 килограмма украинского сала и две бутылки водки". Собака обнюхала мои вещи и помахала хвостом. На сало не среагировала. Проводница попалась добрая. Когда заказал чаю, отказалась брать деньги. Сказала, что угощает.
Домой журналист добрался в два ночи.
— Позвонил в дверь, жена не открыла. Потом рассказала: "Думала, мне приснилось, что ты так быстро вернулся". Кинулась осматривать, цел ли я. Когда рассказал, что меня депортировали, немного успокоилась.
Николай Хриенко предполагает, что запрещение связано с его предыдущими поездками по России. Год работал там над проектом "Украинцы за Уралом".
— Преодолел 118 тысяч километров. Прошел через Урал, Алтай, Хакасию, Восточную Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Колыму и Чукотку, до поселка Уелен и мыса Дежнева. Потом собирал информацию о наших земляках на Камчатке, Сахалине, Командорских и Курильских островах. Встречался с бывшими донецкими шахтерами, которые добывают золото. Разговаривал с закарпатскими лесорубами, которые под Архангельском валят сосны. Делал лишь позитивные материалы. Но власть боялась, что хочу показать, как россияне спиваются. В одном интервью сказал: "Российская пресса пишет только о Фильке Киркорове и Алле Пугачевой. А на стенах в российском Союзе журналистов висит 311 портретов убитых журналистов. Этим примером закрыли рот другим".
В Киеве Николай Хриенко вручил ноту протеста представителю посольства России. В эту среду запрещение въезжать в РФ для него отменили.
За пять лет путешественник пешком обошел Украину. Тогда работал над проектом "Украинцы в Украине".
Комментарии
7