В течение последнего месяца произошло два нападения на людей, отвечающих за перевозку. 30 сентября в Крыму 40-летнего Айдера Исаева повесили на его шнурках. Перед этим избили битами и пытались утопить. Он был директором одной из крупнейших фирм-перевозчиков на полуострове, руководил автобазой в поселке Кировское на окраине Коктебеля. 19 сентября в столице средь белого дня неизвестные стреляли в 63-летнего Владимира Вакуленко, вице-президента Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков.
На столичном автовокзале "Южный" появились рэкетиры, предлагающие за деньги лишить перевозчиков любых проблем, а отказавшимся обещают неприятности. В августе полсотни водителей из пригородных фирм на полдня заблокировали движение на столичной Окружной дороге, протестуя против непрозрачного конкурса на пригородные маршруты.
О происходящем в сфере перевозок говорим с 62-летним Вячеславом Шубиным, руководителем фирмы-перевозчика "Надія 2000" из города Боярка Киевской области. Его предприятие имеет 100 автобусов, обслуживает восемь маршрутов - четыре из пригорода в столицу, четыре - между селами области.
Сейчас много криминальных сообщений, связанных с перевозчиками. Что происходит?
- Я работаю в этой сфере 14 лет. Сейчас наглым образом все делят. В начале сентября в Ялте была всеукраинская конференция перевозчиков. Обсуждали, что делать с нелегальными перевозчиками, как устранить их с рынка. После этого начались запугивания. В Киеве стреляли в Вакуленко, ранили в ногу. Все понимают, что за этим стоят "нелегалы". Он в последнее время серьезно взялся за эту проблему. Вносил предложения об изменениях в закон. Потому что сейчас есть куча лазеек. Они ничего не боятся. Максимум - им выпишут штраф. Если Вакуленко подстрелили, значит, им наступили на хвост.
По каким схемам работают нелегальные перевозчики?
- Платят деньги кому надо, чтобы их не трогали. Не диспетчерам, а выше. Даже ГАИ их не останавливает. Может штрафовать только транспортная инспекция. Крепят таблички "нерегулярные перевозки" и катаются. Кучкуются возле автостанций. Отправляются перед легальными автобусами, забирают всех пассажиров, а льготников оставляют. Это баснословные деньги. Они не платят налогов, не тратятся на врачей, которые должны осматривать водителей, на механику. У них единственные расходы - взятки чиновникам. А нам, кроме налогов, нужно и с чиновниками договариваться, которые постоянно говорят "дай".
На каких маршрутах нелегалов больше всего?
- Они есть везде. На моих маршрутах в Святошинском районе когда-то было много. Но мы их вытеснили 10 лет назад. Сотрудничали с ГАИ и транспортной инспекцией. Договорились с инспекторами, что они ежедневно будут проверять маршрутчиков. Когда нелегалы стали платить штрафов больше, чем зарабатывать, им стало неинтересно.
Недавно был конкурс на пригородные перевозки. Кто там сейчас работает?
- Все маршруты Юго-Западного региона Киевской области получила одна фирма "Північ-Транс". Их база и автобусы в Одессе. Как они каждое утро могут доставлять людей из Боярки или Вишневого? Конкурс проводила Киевская областная администрация, хотя в законе сказано, что этим должно заниматься Мининфраструктуры. Свыше 10 фирм потеряло свои маршруты. Меня перед конкурсом предупредили: если хочу сохранить свои два из четырех маршрутов, должен заплатить 500 тысяч гривен людям, связанным с администрацией. То есть, у меня требовали полмиллиона за то, что заберут два маршрута на Киев. Таких денег не имел. Другим перевозчикам, чтобы остаться, предлагали платить в месяц по 1400 долларов с одной машины.
Автобусы "Північ-Транс" вышли на маршруты?
- Нет, сейчас мы продолжаем возить пассажиров. Представитель транспортной инспекции признал, что конкурс состоялся с нарушениями. Нам выдали временные лицензии. Пообещали провести другой конкурс, но ничего не делают. Думаю, ждут выборов. А потом "Північ-Транс" подаст в суд, чтобы ему дали документы.
Комментарии
1