— Три года прошло, а никто не наказан. Это самая точная иллюстрация того, что мы не сделали, — говорит киевлянин Олег Пошивайло, 36 лет.
18–20 февраля Украина отмечает третью годовщину Майдана и третью годовщину расстрела Небесной сотни. К месту гибели в столице люди несут цветы и лампадки.
18 февраля 2014-го оппозиция объявила "Мирное наступление" — многотысячное шествие к Верховной Раде. На сессии депутаты планировали ограничить полномочия президента Виктора Януковича. В Мариинском парке шествие встретили тысячи милиционеров и титушек. Толкотня переросла в массовую драку. Милиция оттеснила митингующих от правительственного квартала. В 16:00 начала штурмовать баррикады возле площади Независимости. Люди сумели остановить милицию. 20 февраля перешли в контрнаступление. В столкновениях погибли 107 майдановцев и 12 милиционеров.
18 февраля утром площадь Независимости разделена пополам огромными плакатами. На них — солдаты, которые служат на Донбассе. Рядом на экране показывают фотографии Героев Небесной сотни. Непрестанно звучит песня "Пливе кача". Лампадками выложили герб Украины.
К ул. Институтской идет колонна 12-летних. 30 школьников сопровождают три женщины.
— Владимир Николаевич, мы опоздаем. Дети хотели посмотреть, где стреляли в людей, — говорит женщина по телефону. И добавляет: — Приехали на экскурсию из Народичей (поселок в Житомирской области. — ГПУ). Возле Европейской площади нас ждет автобус. Но дети так просили. Пусть посмотрят.
К мемориалу на Институтской люди несут цветы и свечи. Кладут под портретами, на гранитных плитах и под деревьями с фотографиями погибших. Почтить память Небесной сотни идут весь день.
— За четыре месяца Майдана ни разу не был здесь днем. Обычно до трех ночи дежурил. В ночь на 19 февраля стоял на баррикаде на Грушевского, — говорит Пошивайло.
— Граната взорвалась между мной и товарищем. Один кусок влупил под глаз, второй порвал левую ладонь. Друга не зацепило. Я пошел в медпункт в Доме профсоюзов. Очередь к врачам — аж в коридор. Меня осмотрела девушка. Говорит, не смертельно. А мимо проносят людей без рук и глаз. Один мужчина под стеной сидел, возле него двое фельдшеров. Все рвался найти глаз, который вытек на Грушевского.
С Олегом идем по Крещатику в сторону ул. Грушевского. На часах 23:20. Мимо проходит полицейский патруль. Слышно, как играет музыка в буддийском баре, когда открываются двери.
Возле памятника Михаилу Жизневскому (один из первых погибших на Майдане. 22 января 2014 года погиб от выстрела охотничьей пулей в сердце. — ГПУ) останавливается серая "Тойота Корола". Из нее выходит женщина и кладет две гвоздики.
— Сейчас много сетуют — вот был Янукович, жили спокойно. Майдан поднял у людей достоинство. Но почему это затронуло только простых украинцев? Те, кто был при власти, теми и остались. Разве что рубашка стала вышитой, — говорит Олег.
В воскресенье, 19 февраля, около 14:00 на площади Независимости проходит митинг. Стены зданий эхом отражают слова "нам нужно продолжить революцию", "внутренняя оккупация". Под стелой собрались участники добровольческого движения ОУН.
— Мы не закончили революцию. И эти ребята, которые полегли на Институтской, думаю, не довольны нами. Потому что и дальше топчемся на месте — слушаем одних и тех же людей, выбираем их во власть, — говорит лидер добровольческого движения ОУН Николай Коханивский, 45 лет. — Должны раз и навсегда сломать систему. А она прикрывается — если не памятью Майдана, так войной на Донбассе. Пока не будут спилены основы системы, нас ожидают неудачи и разочарования.
Через час Коханивский с нардепами Егором Соболевым и Владимиром Парасюком ведут к Администрации президента почти тысячу человек. Требуют прекратить торговлю с Донбассом. Возникают столкновения с патрульными.
Вход на Крещатик и площадь Независимости — через металлоискатели и ряд полиции. Хотя на выходах из метро проверки нет. По улице курсируют патрульные в бронежилетах. Около мэрии, Главпочтамта и на Европейской площади стоит по взводу Нацгвардии. Десять полицейских охраняют отделение российское "Альфа банка".
В Мариинском парке, напротив Дома офицеров, освящают памятный знак с именами и портретами Сергея Шаповала, Александра Плеханова, Сергея Дидича, Владимира Кищука и Игоря Сердюка.
— Ребята погибли от рук титушек и "Беркута". Их забили до смерти, когда разогнали мирное шествие. И никто не понес наказания. Это возмущает больше всего, — говорит сестра погибшего Сергея Марина Шаповал.
Комментарии