вторник, 22 мая 2018 07:35

"В колодцах вода отравлена. Дети поносят, у старших — голова болит"

 

— Местная власть на мусоре бизнес делает. Генподрядчик должен был установить на мусорнике сортировальную линию, а вместо этого экскаватором все перерыли. Медь выбрали. Вместо линии какой-то муляж поставили, — говорит житель райцентра Николаев на Львовщине Зеновий Баранецкий, 64 года. С ним и его сыном 31-летним Андреем на автомобиле едем на свалку в урочище Гробы возле города.

Полигон создали в 1970-х, принимал мусор из райцентра и окрестных сел. С конца 2017-го мусорник рекультивуют по американской технологии — отребье пересыпают суглинком, сверху сформируют купол и накроют пленкой.

О его благоустройстве активно заговорили в позапрошлом году, после трагедии на свалке возле села Великие Грибовичи Жолковского района Львовщины (наибольшая в Украине, площадь 30 га. Принимала мусор из Львова. 28 мая 2016-го загорелась, произошел сдвиг мусора. Погибли трое спасателей и эколог. Свалку закрыли. — ГПУ). На Николаевский полигон повезли отребье из Львова — наибольшее количество, сравнительно с другими мусорниками области. Территория свалки расширилась, сточные воды загрязнили грунтовые. Нитратов в колодезной воде в семь раз больше нормы, говорят местные жители.

— Люди, которые проводят рекультивацию, говорят, что пересыпают мусор суглинком. Но там в действительности почти один песок. Он не задерживает воду, — продолжает Зеновий Миронович. — Она попадает в землю, а дальше — в колодцы и реку Днестр. Николаевская санстанция брала пробы воды. Норма нитратов — 50 миллилитров на литр. А у нас — 397.

Проект рекультивации свалки общественный совет принял в 2013-м. Должны были вырыть котлован, застелить его метровым слоем глины, насыпать песку, проложить трубы, через которые стекал бы инфильтрат. Однако эту технологию не соблюдали. Новый проект обществу не показывали.

К мусорнику площадью около 4 га ведет дорога возле карьера, из которого добывают песок. Подъезжаем к свалке. Мусор разбросан на площади в несколько десятков квадратных метров. Остальное засыпано. На свалке работает экскаватор. Идем к обрыву.

— Вон, видите — приехал грузовик с мусором вместимостью 17 тонн. За день только он три ходки делает. Хотя Николаевский горсовет позволил завозить 40 тонн львовского мусора в сутки, — Андрей Баранецкий показывает копии решения горсовета. Он — местный депутат. — Когда в позапрошлом году начали массово свозить отребье, уровень мусора на свалке поднялся на 3,5 метра.

В 1,5 км от полигона — жилые дома. Преимущественно двух- и трехэтажные. Из окон слышен запах свежей выпечки.

Воле открытого гаража с мопедами и велосипедами стоит 45-летняя Марьяна. Фамилию не называет. Одета в спортивную куртку.

— В колодцах вода отравлена. Дети поносят, у старших — голова болит, — говорит. — Толку, что они его песком пересыпают? Мы протестовали против львовского мусора, дороги перекрывали. Но кто нас послушает? Теперь молчим, потому что страшно лишнее сболтнуть. У меня магазин есть. Бросят какую-то хлопушку — кому жаловаться?

Неподалеку останавливается 49-летний мужчина. Имя не называет.

— Мы собирали подписи, чтобы сюда мусор не везли, — говорит. — Дежурили на въезде на свалку денно и нощно. Машины заворачивали. А потом по базару, где имею палатку, ходили люди и советовали не открывать рот. Потому что бизнес закроют. А у меня — дети, их кормить нужно.

Возле крайнего дома — с десяток ульев. По асфальтированному двору ходит 46-летний Василий Потурай:

— Люди вам о свалке ничего путнего не скажут. На огороды сами цистернами химию в землю вливают, чтобы уродило.

Приглашает в мебельную мастерскую на втором этаже дома. Наливает травяной чай с медом.

— Я за то, чтобы свалки здесь не было. Но она есть, — продолжает Василий Потурай. — Фирма "Экотех" ее упорядочила. Николаевский мусор забирают бесплатно, а за каждую машину львовского вносят 30 гривен в городской бюджет. Областная администрация платит Николаеву субвенции. А вода сюда проведена из Стрыйского полигона. Колодезем никто не пользуется.

В центре города у дома культуры встречаем депутата горсовета Владимира Савчина, 35 лет:

— Представители фирмы, которая занимается рекультивацией, заверили: от будущего захоронения мусора город извлечет пользу. Но цифры не называют. Так же не говорят и о сроках, когда завершат работы по обустройству свалки и составят карту для захоронения мусора.

Городской председатель 38-летний Андрей Щебель заявил: город за согласие принимать львовский мусор рассчитывает на транш от областной власти в 590 тыс. грн (такую же сумму Николаев получил в прошлом году. — ГПУ). Впоследствии — еще 3 млн грн. Эти деньги пойдут на развитие городской инфраструктуры.

Рекультивацией свалки занимается компания "Экотех". Ее основала фирма "ГринЭра", которая забирает и вывозит весь львовский мусор.

Договор с Николаевом о сотрудничестве подписали в апреле 2017-го. Но из-за протестов громады прекратили работы. Возобновили упорядочивание свалки 24 ноября. Потратили 28 млн грн. Взамен будут иметь разрешение на дальнейшее пользование территорией полигона и сбор биогаза.

С директором "Экотеха" Сергеем Терещуком и руководителем "ГринЭры" Богданом Михалусем встречаемся во львовском ресторане "Шопен". Мужчины заказывают кофе.

— Когда начинали работы на свалке, мусор там уже не было куда складывать. Мы поставили круглосуточную охрану. Провели электроэнергию, оформили мини-офисы, сделали техническую документацию на землю, — жестикулирует 36-летний Сергей Терещук. — Поставили видеонаблюдение. Теперь каждый может прийти в горсовет и посмотреть, что происходит на свалке.

— Город позволил нашей компании в год завозить на полигон 50 тысяч тонн отходов. Выбрали этот мусорник для инвестиций, потому что удобно расположен географически, — говорит 52-летний Богдан Михайлусь. Держит последнюю модель айфона. — Мусор, который есть на свалке, пересыпаем суглинком. Так делают во всем мире, потому что глина — нерентабельна. Из отребья сделаем купол и накроем пленкой. Вода не будет проходить через мусор и попадать в землю. Поставим сортировальную линию. А летом начнем обустраивать новое место для захоронения мусора. Будет сделано по американской технологии, в соответствии со всеми экологическими нормами. Дно котлована застелим синтетической глиной, потом — пленкой, волокном. Поставим трубы, которые будут собирать инфильтрат. Сверху — синтетическое волокно. Все засыплем песком.

29 000 стихийных свалок в среднем образуются в Украине ежегодно. Самые проблемные области — Волынская и Луганская, говорят экологи.

Не имеем упорядоченных свалок

В Украине нет ни одной легальной свалки, обустроенной согласно государственных норм, говорит эколог международной организации "Экология-Право-Человек" Алла Войциховская, 45 лет:

— Полигоны преимущественно стихийные. В советские времена рыли котлованы и складывали туда мусор. В лучшем случае, дно застилали глиной. Такие мусорники не имеют отвода, систем сбора и очистки сточных вод и биогаза. Днища полигонов не изолированы. Поэтому стоки загрязняют почвы и подземные воды. Биогаз, который образуется в результате перегнивания мусора, загрязняет атмосферу и вызывает возгорания.

Алла Войциховская советует перестать свозить мусор на такие полигоны.

— По экологическим нормам, их все нужно рекультивировать, а для отходов построить мусороперерабатывающий завод. Он более безопасен для окружающей среды.

Сейчас вы читаете новость «"В колодцах вода отравлена. Дети поносят, у старших — голова болит"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть