Из Музея западного и восточного искусства в Одессе исчезла картина "Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды" итальянского художника XVI–XVII в. Караваджо. Полотно размером 134 на 172,5 см — единственное в Украине этого мастера. Воры вынули стекло в окне на втором этаже в левом крыле музея, между шестью вечера 29 июля и десятью утра 31-го, когда в музее были выходные. Они вырезали картину из подрамника и убежали через крышу. Сигнализация, установленная в 1996 году, сработала бы только тогда, если бы в окне разбили стекло. За помещением присматривал охранник. Исчезновение картины заметил директор музея Виктор Никифоров.
— Мы трижды обследовали музей до кражи, — говорит председатель одесского управления гос службы охраны Александр Ивановский. — Последний раз 12 июня. Писали к областной власти, что сигнализация ненадежная. Нам ответили, что из-за нехватки средств установить новую охранную систему в музее невозможно.
Полотно Караваджо не застраховано.
— Оценить его сложно, — говорит директор музея. — Потому что картин этого мастера немного, на аукционах их не продают.
— Оно стоит по крайней мере 100 миллионов долларов, — заверяет "ГПУ" столичный искусствовед Дмитрий Горбачов, 70 лет. — Работали воры-виртуозы, думаю, вызванные из-за границы. Крали на заказ какого-то коллекционера. Лет через 50, когда это немного забудется, полотно продадут по меньшей мере за 200 миллионов долларов. В настоящий момент картину никто не купит, потому что поднялась шумиха.
Работали воры-виртуозы, думаю, вызванные из-за границы
— Это — самая большая "художественная" кража в Украине, — продолжает Дмитрий Горбачов. — Лет 15 назад в киевском музее российского искусства украли полотна передвижника Василия Сурикова. Через 10 лет воров нашли, когда они продавали картины. В Полтавском музее украли две картины XVI века. Через два или три года Интерпол их нашел. Оказалось, что охранники были в заговоре с похитителями. Наверное, в Одесском музее было так же. Вот в Национальном художественном музее выставляют оригинальные акварели Тараса Шевченко и их копии. Их не подписывают, чтобы вор не знал, где копия, а где оригинал. Однажды директор музея мне рассказывал, что начальник службы охраны просил показать, какие акварели оригинальные. Разве спроста?
Не нужно огорчаться, что полотно украли, — добавляет искусствовед. — Когда крадут из музеев, я этому радуюсь, — заверяет, — потому что полотно сохранится, пусть не в Украине — в Канаде или Соединенных Штатах. У нас главная проблема — сохранить произведения физически. Мы же все-таки варварская страна, у нас погибают много картин, покрываются плесенью или десятки лет их никто не видит.
Картину "Взятия Христа под стражу" Караваджо написал в начале XVI в. для римского банкира Асдрубале Маттеи. Через 250 лет полотно приобрел в Париже российский посол во Франции Базилевский, а в 1870-м подарил князю Владимиру Александровичу. В конце XIX — в начале XX в. картину передали Одесскому художественному училищу, а в 1920-х — галереи Старинной живописи, как тогда назывался Одесский музей западного и восточного искусства.
Ворам полотна Караваджо угрожает 7–12 лет за решеткой с конфискацией имущества.
Комментарии