— У Киева нет транспортной стратегии. Комплексная схема "Киев-2020" устарела, — рассказывает 31-летний Дмитрий Беспалов, преподаватель Киевского университета строительства и архитектуры, член Совета по урбанистике при Киевской мэрии. Разрабатывает транспортное планирование в городах. — Транспортная политика столицы побуждает пользоваться собственным транспортом. Потому что рассчитана на автомобили, а не на пешеходов и общественный транспорт. В Европе поняли, что такой путь — тупиковый.
Власть развивает общественный транспорт?
— Развивает скоростную линию трамвая, закупает новые составы, вагоны. Это как наземное метро — за сутки провозит 150 тысяч пассажиров. Но трамваи переполнены. В часы пик люди щеками вжимаются в окна. Потому что у трамвая короткий подвижной состав. Нужно добавить еще хотя бы один вагон. Платформы позволяют.
Начинают работать отдельные полосы для общественного транспорта. У водителей появляется ответственность. В этом заслуга столичной полиции.
Стоит изменить работу городской электрички. Она перевозит 19 тысяч пассажиров, потому что курсирует в промышленной зоне. Ее путь нужно продлить по трамвайной линии. Колеи разные, однако можно заказать в Германии специальные подвижные составы, приспособленные под оба типа.
Как разгрузить дороги от автомобилей?
— В генеральном плане города на тысячу жителей рассчитывают 340 автомобилей. За основу использовали данные ГАИ. Реально имеющихся машин меньше, чем зарегистрированных. По нашим опросам, на тысячу киевлян есть 213 автомобилей. Например, в моей семье машина — у меня и отца. А зарегистрировано четыре. Дедову "Волгу" и "Запорожец" давно сдали на утиль, с учета не сняли. Не может быть в Киеве больше автомобилей, чем в Москве, — там 280 машин на 1000 жителей.
По опросам, 88 процентов киевлян предпочитают автомобиль, а не общественный транспорт или велосипед. В Европе таких — не больше 50 процентов. Мой коллега Кристиан из немецкого Дрездена называет это постсоветским синдромом. Киевляне считают общественный транспорт некачественным, особенно маршрутки. Но при этом не требуют их менять и не готовы платить за них больше.
С 21 января проезд в маршрутках подорожал.
— Выхода нет. У Киевпасстранса недостает автобусов, троллейбусов и трамваев, чтобы самостоятельно перевозить всех пассажиров. Ежедневно метрополитеном пользуются 1,5 миллиона людей, маршрутками — 1,1 миллиона.
Какая себестоимость проезда в общественном транспорте?
— В коммунальном — 2,9 гривни, по подсчету Всеукраинского банка реконструкции и развития. У частных перевозчиков больше. Потому что Киевпасстранс может отправить автобус на несколько дней на ремонт. А частник боится потерять деньги, экономит топливо. Чтобы не терять заработанное, платит станциям техобслуживания, заправкам. Однако частники скрывают реальный пассажиропоток. Из-за этого мировые банки не дают им кредиты.
Какой выход из ситуации?
— Мировой банк неофициально рекомендовал городской власти увеличить численность коммунального транспорта, поднять цену на проезд. Но это политически чувстительный вопрос. Мэру выгоднее ничем не запомниться, чем делать непопулярные, но экономически необходимые шаги.
Как развивать альтернативные виды транспорта?
— Нужно делать акцент на велосипеды. Ими пользуются 0,2 процента киевлян. А могут 5 процентов. В Париже — почти 3. Оптимальная длина веломаршрута должна быть до 7 километров. Велодорожки необходимо обустраивать за счет автополос. Они в Киеве широковаты — 3,75 метра. В Европе — 2,75. Можно сузить тротуары. Так уменьшим длительность средней поездки по городу с 1 часа 45 минут до полутора.
Киевляне жалуются на проблему вызова такси.
— Большинство служб такси в Киеве работают в тени. Принудительно вывести их оттуда не выйдет. Нужно поощрить. Например, позволить ездить по полосам общественного транспорта. Таксисты не будут стоять в заторах, время выполнения заказа сократится.
Как бороться с заторами?
— Киевская власть не анализирует ситуацию на дорогах. Люди ищут информацию в интернете на сервисах "Яндекс-пробки" или "Гуглтрафикджемс". Когда такси признают общественным транспортом, можно будет отслеживать траффик с помощью их навигаторов. Сигнал будет поступать в Центр управления транспорта. Он будет передавать информацию онлайн на специальном сайте и в полицию. Возможно, произошла авария или светофор поломался. Ими можно управлять удаленно. Зеленый включить, например, на 30, а не 10 секунд. В часы пик можно на свободной полосе дать больше красного света, а на загруженных больше зеленого.
Часто заторы возникают из-за припаркованных на обочине авто. Полиция их не штрафует. Остался единственный выход — строить инженерные конструкции, которые бы отделяли полосу общественного транспорта.
Сколько людей проживают в Киеве?
— Официально — 2,9 миллиона человек. По нашим исследованиям — 3,3 миллиона. И еще полмиллиона днем приезжают из пригородов, вечером возвращаются назад. Мы замеряли пассажиропотоки на общественном транспорте, отслеживали траффики машин. Чиновники говорят, что в столице проживают 5,5 миллиона людей. Это завышенные даны. Если в транспортную модель заложить такое количество населения, метрополитен ежедневно должен перевозить 800 тысяч пассажиров. Да он лопнет. До 2010 года перевозили 680 тысяч человек, на станциях работали трамбовщики. Сейчас возят до 600 тысяч людей.
Границы столицы стоит расширить?
— Нужно расширить правление метрополий. Со всеми органами власти и управлениями. Как в Сеуле (столица Республики Корея. Город имеет особый статус, разделен на 25 самоуправляющихся районов. — ГПУ). Граница города и предместья в действительности формальна. Мой одноклассник живет в комплексе "Чайка" Киево-Святошинского района. Для меня это — Киев, а не область. Тот же поселок Коцюбинское, города Ирпень, Буча, Бровары, Вишневое, Боярка. Предместья стали спальными районами столицы.
Как усовершенствовать транспортное сообщение столицы и пригородов?
— Из области в Киев ездят два вида транспорта — электрички и частные маршрутки. Недавно последние подорожали до 15 гривен. Общины протестуют. Без толку, потому что на рынке нет конкуренции. Областная власть должна была бы установить контроль над частниками. Запустить коммунального перевозчика, который снизил бы цену.
Электрички — не альтернатива. Подыгрывают частникам, потому что их график неудобен для пассажиров. Электричкам нужно преодолеть убыточность. Бороться с "зайцами", ввести электронный билет.
213 автомобилей имеет тысяча киевлян. В городе почти 700 тыс. машин, по подсчетам Мирового банка и Киевской мэрии.
Комментарии