— На Западе Украины большинство заведений обслуживают на украинском. В Центре и на Востоке — на русском. Даже по просьбе посетителей отказываются принимать заказ на государственном языке. Это нарушение закона. Занимаюсь теми, кто попадает в такие ситуации. За месяц приходят от трех людей. Раньше не было ни одного, — рассказывает член общественной организации "Независимые" 35-летний Святослав Литинский. Первый в Украине получил паспорт без страницы на русском языке.
Как действовать, когда отказываются обслуживать на украинском языке?
— Потребитель имеет право попросить, чтобы прислали украиноязычного официанта или продавца. Первый шаг в случае отказа — запись в книге жалоб. Делается заглавие "Жалоба" и описывается ситуация. В конце указывается адрес, на который владелец должен прислать письменный ответ. У него будет семь дней, чтобы сообщить, как решил эту проблему. Без записи руководство не узнает о произошедшем. Поэтому работники могут отказаться принести книгу. Это нарушение прав человека. Эффективнее всего вызвать полицию. Можно фиксировать все на телефон.
В каких случаях за обслуживание на русском подают в суд?
— Если владелец не предоставил ответ на жалобу или ситуация повторилась в том же месте. Судебный сбор в таких делах не стягивается. Но перед тем, как подать иск, нужно оставить запись в книге жалоб повторно. Советую ее на всякий случай сфотографировать. Недавно боец АТО выиграл суд у магазина "Варус". Сейчас судимся с сетью магазинов "Космо".
Суд может стать на сторону заведения?
— Проблема в том, что у нас нечетко выписано законодательство. Суды могут трактовать его по-разному. Например, есть право на доступ к информации на украинском языке. Но не все суды причисляют к нему обслуживание клиентов. Некоторые уверены, что на украинском обязаны быть лишь ценники и инструкция. Недавно была ситуация со спортивным клубом "Спортлайф". Клиентку Анну Романюк семь месяцев отказывались обслуживать на украинском. Она подала в суд и проиграла. Оказалось, у нее закончился абонемент. На тот момент она уже не была их клиентом.
Как могут наказать владельца заведения?
— Никак. Государственная потребительская служба имеет право выписывать штраф до 30 процентов стоимости всех товаров на составе. Это большие деньги. Но у них нет утвержденных образцов актов. Если придут в магазин и зафиксируют нарушение, не могут его зарегистрировать. Уголовная ответственность может наступить, если не выполнить решения суда. Владельца могут посадить.
Комментарии