- После возвращения с передовой на женщин сваливается куча трудностей, - говорит исполнительный продюсер фильма "Невидимый батальон" 30-летняя Оксана Иванцив.
Ленту о женщинах на войне показали 16 октября. Шесть героинь, которые воюют в АТО, рассказали о своем опыте. Три из них вернулись к мирной жизни.
- Очень тяжелыми были истории девушек, которые уже не воюют. Общество не дает им времени привыкнуть. Сразу требует быть хорошими женами и матерями. Историю Оксаны Якубовой мы снимали в военном санатории в Пуще-Водице. Вернулась из-за стрессового расстройства. Исчез инстинкт самосохранения. Перестала одевать "броник" на задание. Не могла заснуть в тишине, потому что привыкла спать с включенной рацией. Дома не могла говорить ни с кем. Трое суток не спала. До сих пор боится ездить в метро. Чтобы успокоиться, включает в наушниках молитвы.
У нас были девушки, которые разучились спать ночью. Снайпер "Белка" сказала мне: "Ненавижу врагов за то, что не могу поплакать". Во время беременности запретила себе думать и говорить о пережитом на передовой.
Этим женщинам необходима психологическая помощь?
- Да. Возвращаются в мирную жизнь, но мыслями остаются на передовой. С родными об этом не говорят, потому что боятся травмировать. Подруги, коллеги не всегда могут понять их боевой опыт. Нужно создавать клубы для ветеранок, где смогут открыто поговорить о пережитом.
Во время съемок я консультировалась с психотерапевтом, который работает с посттравматическими расстройствами у женщин. Переносят это иначе, чем мужчины. Эмоционально более чувствительные, психика реагирует на малейшие раздражители. Нервная система устроена так, что быстрее приспосабливается к тяжелым условиям. Когда возвращается к прежней жизни, не хватает эмоций.
Как родным обращаться с женщиной, которая вернулась из АТО?
- Понять, что в семью пришел новый человек. Знакомиться и привыкать друг к другу сначала. Не надоедать вопросами: "А что делала? А людей убивала"? Если сама захочет поговорить, отложите все дела и выслушайте. Мужчины вместо этого надоедают ревностью.
Общество готово принять ветеранок?
- Нет. Все девушки говорили об одном: нас не понимают. Парамедик Дарья Зубенко несколько месяцев после возвращения не могла смотреть на дорогие машины и рестораны. Носила форму, потому что в гражданском чувствовала себя неестественно. Большинство украинцев до сих пор не осознают, что длится война. Моя знакомая Юля после демобилизации устроилась работать в киевскую компанию. Накануне 14 октября подходит коллега: "Сдай 100 рублей на подарок нашим мальчикам". Несколько дней не могла успокоиться. Она - тоже защитница. Но поздравить ее с профессиональным праздником никто не додумался. Поздравляли "мальчиков", которые никогда не служили.
Ветеранок часто воспринимают как проституток. Несколько раз наши девушки слышали от мужчин: "Была в АТО? Понятно, чего ты туда поехала и чем занималась". А на передовой они - побратимы, только женского пола.
В чем женщинам нужна юридическая помощь?
- Государство до сих пор не признает их. Женщины в АТО - нелегально или полулегально. Снайперов и гранатометчиц в военных билетах пишут швеями и поварихами. Если погибают в бою, не считают как боевые потери. После возвращения не имеют льгот и надбавок к зарплатам, не могут продолжить военную карьеру по специальности. Почти не получают наград. За какие заслуги можно наградить повариху? Есть список должностей, которые занимать запрещено. После социологического исследования, проведенного по инициативе Марии Берлинской и информационной кампании, Минобороны сдалось и уменьшило этот список.
С какими трудностями сталкиваются женщины на передовой?
- С теми же, что и коллеги-мужчины. Из средств гигиены часто только влажные салфетки. Спят в окопах. Некоторые даже не на дощатых настилах, а на земле. Трудно подобрать форму и обувь по размеру. Помогают волонтеры. В 2014 году был смешной случай. Одной девушке позвонила косметолог и предложила приехать на передовую сделать маникюр. Та положила трубку, потому что не знала, что ответить. На передовой девушки не носят ногти, чтобы не посрывать.
Комментарии