— В каждом колхозе висела доска, на которой мелом записывали отстающих работников, — рассказывает 67-летний Александр Емец, историк из Полтавы. - Во время голодомора "черными досками" стали называть список сел в газете. В них заносили те населенные пункты, которые медленно сдавали государству хлеб или не справлялись с посевной.
Села из "черных досок" оказывались в жесткой блокаде - прекращали торговлю, вывозили все товары. Выезд за пределы населенного пункта запрещали.
- В таких селах не было продуктов, соли, спичек, мыла. Людей фактически обрекали на вымирание, - говорит Александр Емец.
На Полтавщине первыми в блокаде оказались села Каменные Потоки Кременчугского района и Лютенка Гадячского. 6 декабря 1932 года их занесли на "доску".
— Вокруг Лютенки поставили ограду. В селе закрыли школу, мельницу, маслобойня. Все магазины вывезли в Гадяч, — рассказывает 66-летний Иван Чайка, историк из Лютенки. - Прислали к нам специальные буксирные бригады. Было 300 активистов, которые контролировали село.
Они поделили село на участки по 100 дворов. Забирали у крестьян все, что можно было съесть - сушеные фрукты, пряжу, полотна, тряпки.
— К нам, помню, буксир Зеленский пришел и за петельки брал, кричал: "Давайте хлеб. Если бы его не было, то вы бы уже повымирали, а так значит что-то ведь едите", — вспоминает Василий Савченко, 73 года, из Лютенки. - А моя мама и баба рожь в узлы спрятали и туалет на том месте сделали. Никто и подумать не мог, а мы ту рожь едим. Я еще сусликов ел, ракушек в реке ловил.
Осада села длилась два месяца. Когда ее сняли, у людей не было ни пищи, ни сил просить продукты в других селах. От голода в Лютенке умерли 2 тыс. жителей. До 1933-го насчитывали до 12 тыс. населения.
Часть сел Полтавщины, которые оказывались на "черной доске", не выдерживали блокады.
- В селе Поповка Миргородского района сельсовет созвал собрание, на которое пришли 250 колхозников и единоличников. Все приветствовали постановление о внесении их села на "черную доску", - говорит Александр Ермак. - Вместе решили ускориться в хлебозаготовке. Обещали сломить кулаческое сопротивление и смыть позорное пятно, которое легло на село.
С середины декабря 1932 года на "черные доски" начали заносить целые районы.
Комментарии