— Об Украине как государстве вообще и с развитым исскуством в частности уже давно все забыли. Оксана Мась напомнила им о нашем существовании, — говорит столичный искусствовед 57-летний Алексей Роготченко 14 декабря на пресс-конференции в столичной гостинице "Хайятт Ридженси". Он с Оксаной Мась, 41 год, вернулся с выставки современного искусства Венецианский биеннале, где показывали проект художницы "Пост вс просто-ренессанс". В середине февраля его презентуют в Киеве.
Проект Оксаны Мась — это восемь фрагментов Гентского алтаря братьев Яна и Губерта ван Эйков, выложенные из 150 тыс. деревянных яиц. На каждом был изображен человеческий грех. Расписывали их в тюрьмах, школах, монастырях, наркодиспансерах.
— На яйцах были разнообразные изображения, — рассказывает Оксана Мась — Рисовали кресты, повешенных, "мерседесы" и гамбургеры, члены и вагины. Откровенные рисунки возмутили некоторых священников. Их даже просили закрасить. Но, невзирая на это, наш проект вошел в пятерку лучших. Украинский павильон посетили более полумиллиона людей. Все экскурсоводы Венеции были у нас.
Венецианский биеннале длился с 4 июня по 27 ноября. Главную награду — "Золотого льва", вручили американскому художнику Кристиану Марклаю, 55 лет.
— Лев стал символом стоимости работы или хороших отношений с людьми, которые его вручают, — говорит Алексей Роготченко. — Люди специально приезжали в Венецию, чтобы посетить украинский павильон. От этого зрелища просто неистовствовали. Мась смогла потянуть за собой целое государство, а это редкий случай. Деревянные яйца делали из бука в Восточной и Западной Украине. Расписывали их специальными красками. Сверху покрывали двумя слоями лака. Сам развозил их по колониям и наркодиспансерам. Больше всего удивила одна наркоманка, которая похоронила мужа и дочку. Она мне сказала: "Никак не могла дойти до Господа. Это удалось после того, как поняла свой грех и изобразила его". На яйце нарисовала белые перья.
Теперь алтарь тремя фурами везут в Украину.
— Планирую закончить еще семь фрагментов. Представлю их в Украинском доме. Там высота стен около 30 метров, а высота алтаря — 24. Монументальное искусство должно быть таким, чтобы не угнетать и не унижать. В советские времена искусство было направлено на то, чтобы уничтожить человека. С алтарем все наоборот. Он не раздавливает, а поднимает, смущает и пробуждает. Потом повезем этот проект в девять городов Украины. Завершим через 1,5 года. После того покажем в других странах мира. На выставке получила несколько десятков предложений. Планы расписаны до 2019-го.
Комментарии