18 харьковчан не смогли поехать в Киев на Крестный ход к 1022-й годовщине Крещения Руси.
— Во вторник в 22.30 мы собрались около станции метро Холодная гора, — рассказывает 34-летний Игорь Швайка, " cвободовец" из Харькова. — Договорились об автобусе "мерседес". Только надумали ехать, как появились две машины ГАИ из Ленинского райотдела. Не представлялись. Начали проверять у водителя документы, потом забрали у него талон техосмотра. Отозвали его в сторону. Слышно было, как говорили, что он не имеет права на междугородные перевозки. Через несколько минут водитель сказал, что поломался и ехать не может.
Один из богомольцев приехал на своем автомобиле и развозил друзей по домах. Так сотрудники милиции сопровождали его на машинах:
— Хотели убедиться, что он на своей машине не поедет в Киев. Мы все собирались в Киев, как православные на большой праздник, на богослужение. Не хотели проводить никаких акций протеста, — добавляет Игорь.
Восемь автобусов из Тернопольщины и Львовщины в среду утром час не впускали в Киев.
— Останавливали все большие автобусы, проскакивали единицы на маленьких бусах. Нас остановили в 4.20 утра возле знака "Киев" на Житомирской трассе. Были три машины ГАИ. Работники сказали, что в город нас не пустят, — говорит Ярослав Панчук, 60 лет, из города Пидволочиск на Тернопольщине. В автобусе было 36 человек. — Я показал удостоверение помощника народного депутата. Попросил объяснить, в чем дело. Со мной говорил начальник Святошинского ГАИ Иван Мороз. Он был в штатском. Сказал, что получил указание сверху останавливать все автобусы на Киев. Объяснил, что это от него не зависит, министр лично приказал. Люди вышли из автобусов. Мол, революцию устроят и трассу перекроют, если их не пустят на богослужение. Тогда милиционеры закрылись в машине, долго по телефону советовались. В 5.30 нас пустили в Киев.
Гаишник просил снять платок
— Власть поменялась, и отношение к нам тоже. За несколько дней до поездки начались звонки из СБУ: сколько вас едет, когда, чего. Ежегодно более четырех миллионов людей со всей страны в Киев съезжаются на этот праздник. И всегда спокойно было. А две недели назад на собрании деканатов владыка Иов предупредил, что будет сложно, — рассказывает 47-летний отец Анатолий Довгалюк, настоятель Свято-Андреевской парафии православной церкви Киевского патриархата в Почаеве, благочинный Кременецкого района на Тернопольщине. — Тот весь ажиотаж искусственный — из-за приезда патриарха Московского Кирилла. Если бы меньше государственные деятели вмешивались в дела церковные. Будто кто-то хочет делить или отбирать церкви. Я сам в московской церкви рукополагал. Но у нас есть Украинское государство и украинская церковь. И наш патриархат не меньше московского. Люди не на противостояние в Киев едут, а молиться.
Ехали в Киев на собственной машине, — добавляет виннитчанка Наталья Побережник, 33 года.
— Выехали из Винницы в шесть, чтобы успеть на службу во Владимирский собор. Только выехали за Житомир, гаишники почти на каждом шагу стоят. Нас останавливали четыре раза, расспрашивали, куда и зачем едем. Мы говорили, что к родственнице в больницу, так нас пропускали. А перед самим въездом в Киев нам сообщили, что заезжать нельзя, потому что негде парковаться. Вынуждали возвращаться назад или бросать машину. Инспектора перезванивают начальству, говорят номера машины, описывают, в чем одеты люди, внешность нашу. Меня спрашивали, чего я в такую жару одета в длинную юбку и на голове платок, гаишник просил снять платок.
Побережников пустили в Киев через час проверок.
— Проверяли багажник, спрашивали, как зовут родственницу, к которой едем, где она живет, куда-то опять звонили, — добавляет Наталья. — Было страшно. Почему-то вспомнила фильм, в котором рассказывалось о городе, где свирепствует чума. Туда никого не пускали и не выпускали.
Комментарии