Ексклюзивы
пятница, 09 сентября 2011 06:00

"Покажите мне хоть одно село, которое спасла школа"

 

О качестве школьного образования в селе разговариваем с 48-летним Виктором Громовым, председателем координационного совета Ассоциации лидеров образования.

Школьники в селе получают образование хуже, чем в городе?

- Образование нельзя "получить" - ни в городе, ни в селе. Его можно только получить и не только в школе. Конечно, образовательная среда в городе значительно шире. И не факт, что большинство городских детей используют это преимущество. Независимое внешнее тестирование показало - разницы между качеством образования в городских и сельских школах практически нет. Опровергнут один из самых распространенных мифов о разительном отставании сельского ученика.

Принято также считать, что есть огромная разница в уровне компьютеризации. Впрочем, в последние годы многие программы были направлены на село. Поэтому, например, моя родная Новопражская школа Александрийского района Кировоградской области со своими тремя современными компьютерными комплексами на 400 учащихся даст фору любому областному центру.

В Украине за год закрыли 640 школ. Родители и учителя всеми силами пытаются сохранить учебные заведения в селах.

- В предвыборной программе Виктора Януковича "Украина для людей" задекларировано прямо противоположное - "уменьшение показателя наполняемости школьных классов сохранит 2 000 сельских школ". В Законе "Об общем среднем образовании" говорится, что в классе должно быть не менее пяти учеников. Поэтому президент должен был обратиться в парламент с предложением внести поправки, которые устанавливали бы меньший показатель наполняемости. Например, трое учеников.

В Кировоградском областном совете я был председателем комиссии по вопросам образования. И вынужден был поддерживать инициативы сельских школ. Рекомендовали открывать класс при наличии трех учеников. С точки зрения экономики образования - это абсурд. Расходы на учащегося Харкивецкой школы Лохвицкого района Полтавской области, в которой обучались 23 ученика, в прошлом году составили 18,7 тысячи гривен. А в Гадячской гимназии в райцентре - 4,7 тысячи на одного.

При нынешней экономической ситуации нельзя дальше реализовывать популистские подходы вроде "не закроем ни одной школы, потому что нет школы - нет села". Сторонники этого подхода теряются, как только кто-то задает простенький вопрос: покажите хоть одно село, которое спасла школа. Тезис "нет школы - нет села" должен быть продолжен другими: нет работы - нет села, нет дорог - нет села, нет газификации, водоснабжения - нет села.

Международные эксперты говорят, объем финансирования школьной системы у нас достаточный - 6 процентов ВВП. Только пять стран имеют более высокий показатель. Проблема в неэффективном использовании этих средств.

Самая большая беда образовательной политики в Украине - это отсутствие образовательной политики. Хотя есть положительные примеры модернизации сети школ на местном уровне в образовательные округа. Есть интересный Всеукраинский проект "Распространение адаптированного польского опыта для сохранения образовательных услуг в сельской местности" в Луганске.

Что делать родителям, которые хотят обеспечить ребенку качественное образование в деревне?

- Утешиться тем, что все мы живем в "глобальной деревне". Понятие "провинционализм" или "хуторянство" не определяется местом жительства. Это стиль мышления, круг интересов. Я знаю многих из столицы, которые застряли в глубоко "селючном" стиле жизни. И знаю жителей небольших деревень, являющихся мыслителями мирового уровня.

Учащиеся сельских школ больше не ограничены знаниями своих учителей. Есть интернет с широкими возможностями для самообразования и дистанционного обучения, есть спутниковое телевидение. Можно, например, смотреть англоязычные каналы и отшлифовывать произношение. Главное, чтобы была мотивация к обучению.

Учителям тоже следует понять, что они становятся специалистами по индивидуальному педагогическому сопровождению учащихся. Прообразом такого специалиста является репетитор. Если в классе пятеро-семеро учеников, нет смысла проводить традиционный урок. Следует организовать индивидуальную работу, чтобы ученик мог выбрать свое образовательное меню, двигаться по своей образовательной траектории. Такие условия для индивидуализации обучения и не снились учителям городских школ. Беда в том, что большинство сельских педагогов не очень этого хотят. Проще "давать" стандартные уроки.

Только прессинг со стороны родителей и учащихся заставит их меняться. Они могут и должны спросить: зачем для ребенка нанимать еще и репетитора, если в школе соотношение учеников и учителей один к трем?

Сейчас вы читаете новость «"Покажите мне хоть одно село, которое спасла школа"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть