В прошлом году 16 июля на железнодорожном пути вблизи села Ожидов Буского района Львовской области сошли с рельсов 15 цистерн с ядовитым желтым фосфором. Шесть загоре лись. Дым от пожара распространился на 14 окружающих сел.
— После той аварии ходить не могу, дышать плохо, — жалуется жительница Ожидова Ярослава Цюрко, 69 лет. — Нужно к соседям по молоко — то посылаю внучку. Вода у нас стала какая-то такая нехорошая. Сливаешь — осадок белый остается. Цюпата дохнут, — кивает на цыплят.
— Но цюпата всегда дохнут, — смеется ее 19-летняя внучка Марта Цюрко. В марте она родила первенца Владислава. — На второй день после аварии убежала к родственникам в Брюховичи под Львовом, — вспоминает Марта. — Уже беременная была. Но через два дня вернулась, потому что лето, хозяйке надо помогать. Папа отговаривал рожать. Говорил, что в селе воздух плохой. Но я твердо решила родить. Страшно было, когда в район ехала на УЗИ (аппарат ультразвукового исследования. — " ГПУ"). Боялась, что ребенок нездоровый. — Но люди у ме раю т, — добавляет Ярослава Михайловна. — Еще такого не было в селе — по три трупа в неделю. Несколько дней назад женщина умерла — имела какие-то проблемы с желудком, печенкой. За год в семи селах Ожидовского сельсовета родился 31 ребенок — 19 мальчиков и 12 девочек. Это почти вдвое больше, чем в предыдущие годы. Смертность осталась на уровне 2006-го — 49 человек. — Умирают в основном от гипертонии или старости, — говорит 34-летняя Мария Рощук, медсестра фельдшерско-акушерского пункта в Ожидове. — Молодые выехали на заработки, разве что там погибают. Старшие, кому под 60, умерают от алкоголя. Напротив сельской средней школы Петр Подолянко, 50 лет, прогуливается с однолетними внуками — Олесей и Остапом. Говорит, дети привезли малышей из Львова. — А чего бояться, — смеется мужчина. — Во Львове тоже химии полно. Как авария произошла, то слышно было — горло драло, нос. Глаза пекли. Но потом все прошло. Тогдашний министр чрезвычайных ситуаций Нестор Шуфрич прямо из нашего садика смородину ел перед людьми —, чтобы не боялись. Директор Ожидовской школы 50-летняя Нина Прохоровская рассказывает, что на протяжении года дети часто жаловались на самочувствие. Говорили, что болит сердце. Школьницу Лесю Игнат даже забирала "скорая". В соседнем селе Соколовка беременны шесть женщин. — Страха нет рожать, — говорит 38-летняя Вера Литвин. Она ведет учет будущих матерей на медицинском участке. — С нового года десять детей приписалось, выкидышей не было. В сентябре в прошлом году из Львова педиатры приезжали, проверили всех детей до шести лет. Говорили, что будут возить их отдыхать каждое лето, путе вки выпишут. Но в этом году все дома сидят.
×
Комментарии
1