24 августа на митинг национально-демократических сил в Донецке собралось человек 400. На многих - вышиванки, на одежде наклейки "Я против Януковича". Держат флаги Конгресса украинских националистов, "Свободы", " Батьківщини". Вспоминают, как во времена СССР происходила насильственная русификация, критикуют Партию регионов и языковой закон.
- Сегодня здесь, в Донбассе, есть такой позор, как Енакиевская школа номер 34, где учился Янукович, - говорит в громкоговоритель Мария Олийнык, 69 лет, из "Просвіти". - На нее из госбюджета отдельной строкой выделено 30 миллионов гривен. А на четыре украиноязычные школы, которые ликвидировали в Макеевке, нужно было только 2,5 миллиона.
56-летний Александр Ткаченко из города Димитров Донецкой области снимает выступающих на видеокамеру. Митинг заканчивается исполнением национального гимна. Священники из Украинской православной церкви Киевского патриархата поют вместе со всеми. Женщины кладут к подножию памятника Тарасу Шевченко два букета полевых цветов. Там уже стоят три большие корзины с желтыми и голубыми хризантемами. Их накануне принесли чиновники из облгосадминистрации. По местной традиции, национальные праздники они отмечают загодя, чтобы не портить себе официальный выходной.
Площадь пустеет, Александр Ткаченко садится на парапет в тени желто-голубых флагов. Рассказывает, что из Димитрова 3,5 часа добирался в Донецк ради этого мероприятия. Работал подземным электрослесарем, сейчас на пенсии.
- Митинги не пропускаю. Веду летопись исторических событий, вдруг когда пригодится, - Александр Леонидович говорит на красивом украинском. - Учил язык по радио. Но разговариваю по-украински не со всеми - только с теми, кто понимает и терпит.
Его отец - русский из Воронежа, иметь - украинка.
- В Советском Союзе национальность записывали по отцу, потому в паспорте я сначала был русским, - продолжает Александр Ткаченко. - Очень долго был несознательным. А что поделаешь - в школе нас учили, что советская страна самая правильная. Только после развала СССР понял, кто я есть. Развелся с женой - она у меня была воронежская коммунистка, говорила: "У нас в России вас, хохлов, за людей не считают - там, где прошел хохол, там еврею делать нечего". Я видел, что что-то в той идеологии не вяжется, слушал "враждебные голоса" на коротких волнах - и о событиях в Прибалтике 1988-го, и о Тбилиси 1989 года. Записался украинцем в 1991-ом. В независимости ни разу не разочаровался. В 1995-1998 годах шахтерам месяцами не платили зарплату, но я никогда не хотел назад в СССР. Мечтаю, чтобы к власти пришли патриоты. Но даже разочарование в Партии регионов не увеличивает патриотизма. Мои соседи в Димитрове этот праздник не отмечают. За 21 год, к сожалению, Донбасс не стал более украинским. Он - советский.
Комментарии