В селе Сопошин Жолковского района Львовщины исчез памятник Тарасу Шевченко. Крестьяне случайно узнали, что монумент официально установили в 400 км - на центральной площади города Новоднестровск Черновицкой области.
— Монумент простоял в нашем селе больше 40 лет. Выстоял советскую власть, горбачевскую перестройку, был свидетелем независимости, — говорит 68-летняя Людмила Островская из Сопошина.
Памятник в 1971-ом изготовил скульптор Владимир Одрехивский. Монумент стоял на окраине села, на территории колхоза им. Шевченко. В 2004 году его имущество, в частности монумент, купил директор агрофирмы "Клен" Игорь Билан. Скульптура обошлась в 300 грн.
- Билан, когда имущество колхоза выкупал, запудрил нам мозги, - продолжает Островская. - Пообещал, что у нас будут макаронный и колбасный цеха, пекарня. Мы отдавали ему паи, надеялись, что будем иметь рабочие места. А через пару лет он это все забросил.
Ночью 23 июля 2011-го памятник Шевченко исчез.
- Билан говорил, что отправил на реставрацию и ерез неделю вернет. Прошло две недели - нет. Мы к Билану, а он: "Монумент рассыпался. Поставлю новый". И ни слуху ни духу. Мы и дорогу на Раву-Русскую перекрывали, и в милицию обращались, чтобы нам вернули памятник. Это же не просто кусок камня.
Недавно люди узнали, что монумент стоит на центральной площади в Новоднестровске.
- Мой внук нашел в интернете фотографию с празднования там Дня независимости. Стоит наш памятник, только выкрашенный. Я позвонила заместителю председателя Жолковского райсовета Богдану Юрдыге, и мы с ним и с депутатом областного совета Владимиром Тистиком поехали туда. Тогда мэром Новоднестровска был Руслан Панчишин, зять нашего Билана. Он уверял, что за собственные деньги купил его у львовских скульпторов.
52-летний Игорь Билан объясняет:
- Ничего я не крал. Меня проверяли правоохранительные органы, преступления не выявили. Имею все документы, которые подтверждают, что памятник - мой. И я что хочу, то и могу с ним делать. Памятник стоял на отшибе. За ним никто не хаживал. Я забрал его на реставрацию, но он повредился, когда кран с постамента поднимал. Реставрация мне дорого стоила бы. Поэтому я решил нанять скульпторов и сделать новый. Он будет стоять в Сопошине в марте. А старого зять попросил отдать ему. За свои деньги он отреставрировал его и подарил общине города. Ничего в том плохого не вижу.
— Этот Шевченко является памятником монументального искусства, и никто не имел права его перевозить в другое место, — возражает 53-летний Василий Ивановский, начальник Львовского областного управления охраны культурного наследия. - Нарушитель понесет административное наказание и вынужден будет возвратить монумент на место. Иначе может получить до восьми лет тюрьмы.
Комментарии