На рассвете 20 января в центре города Макеевка Донецкой области взорвались две радиоуправляемых бомбы. Первую заложили в телефонную кабинку около торгового центра "Голден Плаза", вторую — в мусорную урну у входа в госпредприятие "Макеевуголь".
— Рвануло в 4.20, — говорит хозяйка одноэтажки на ул. 250 лет Донбассу. Дощатое ограждение ее дома граничит с "Голден Плазой". — Там в 2 метрах газовая труба. Еще повезло, что ее не зацепило.
Через несколько часов дорогу между центральным рынком Макеевки и "Голден Плазой" перекрывают. Людей не пускают в подземные переходы. Эксперты в резиновых рукавицах копаются в обломках.
Между местами взрывов — 700 м. Фасад "Макеевугля" обвалился, вылетели оконные стекла из пяти этажей 7-этажки. Милиционеры обгораживают подходы красно-белой полосатой лентой. Из Центрально городского райисполкома выводят растерянных посетителей.
— Жертв нет, но не исключено, что это теракты, — объясняет пресс-офицер СБУ Донецкой области Александр Балабанцев.
Между "Макеевуглем" и мэрией 150 м. У входа в горисполком милиционеры заворачивают людей: "Сегодня здесь никто не работает".
В кабинетах чиновников сидят силовики. На втором этаже один выдает коллегам радиостанции.
— Скотчем к стене горисполкома был приклеен конверт, на нем напечатано: "О взрывах", — говорят милиционеры. — Внутри — требование оплатить 4,2 миллиона евро. Если не выполнят — в 17.00 грянут еще пять взрывов. Написано "Достала эта власть. Наши близкие умерли, нам нечего терять".
До обеда министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявляет:
— Правоохранительные органы должны быстро и эффективно вмешаться и прекратить эти зачатки экстремизма.
До вечера ни один чиновник ничего не объясняет.
Бойцы внутренних войск прочесывают район. Возле горисполкома и "Макеевугля" стоят микроавтобусы с надписями "Криминалистическая лаборатория", "Оперативный штаб", "Взрывотехническая лаборатория". Напротив мэрии сидят, привязанные к березкам, служебные овчарки и ротвейлеры.
В соседнем дворе родители ведут детей из садика №19.
— До тихого часа уже почти разобрали детей, — говорит мужчина лет 35 и впопыхах сажает сына в "жигули".
На четвертом этаже горисполкома ожидают министра внутренних дел Анатолия Могилева и главу Службы безопасности Валерия Хорошковского. Журналисты обсуждают слухи. Якобы в 16.00 грянул еще один взрыв — в продуктовом супермаркете "АТБ". Информация не подтверждается. Около 17.00 говорят, что от горисполкома стартовали инкассаторские машины с выкупом. Мол, спецавиарейсом из Киева привезли купюры по 500 евро.
— Деньги доставили на место, указанное в записке, но никто не пришел. Террористов надеялись поймать "на живца", — рассказывает по телефону знакомый.
В отмеченное время взрывов не слышно. До 18.30 на третьем этаже горисполкома собирается толпа журналистов. "Даешь информацию!" — кричат.
В 19.00 в актовый зал входит Валерий Хорошковский:
— Было два взрыва малой мощности, — говорит. — Проделана громадная работа по обнаружению возможных очагов следующих взрывов. Эти места проверены, информация не подтвердилась. Горожане могут спать спокойно.
За спиной у шефа СБУ висит флаг Макеевки: по голубому шелку разбросаны звезды.
Хорошковский не отрицает факт существования записки:
— Взрывы были актом устрашения и связаны с желанием получить определенную сумму денег. Акт стал очень настораживающим и неприятным, — говорит и быстро уходит.
На следующее утро СМИ сообщают, что отряд специального реагирования обнаружил в разных районах Макеевки еще два пакета с устройствами, похожими на бомбу. В школы пришли втрое меньше учеников, чем накануне.
Комментарии